Путилин Б.Г.

Украинский синдром
(Март 2015 г.)

22 февраля 2014 года в результате государственного переворота был отстранен от власти президент Украины В. Янукович. Его вдохновителем и организатором стали Соединенные Штаты. Об этом свидетельствует активное участие официальных лиц Госдепартамента в расстановке нового украинского руководства (Клячко отправили на мэрство в Киеве, Турчинов тоже не получил большой должности, Петр Порошенко кроме аплодисментов ничего не выторговал на Американском континенте, а американский ставленник Яценюк стал премьер-министром и получил доступ к иностранным займам). После каждого посещения Украины американского вице-президента Киева активизируются военные действия на юго-востоке страны. В отличие от 2004 года, когда европейские кукловоды не решились идти на раскол Украины, Соединенные Штаты, со свойственной им внешнюю политику, последовательно борются за создание единой и самостийной Украины силой.

Переворот на Украине привел к резкому обострению российско-американских отношений. Борьба за Украину вписывалась в американскую стратегию обеспечения однополярного мира. В двадцать первом веке она стала определяться Стратегической концепцией НАТО 1999. В ней подчеркивалось, что после «холодной войны» на основе большей интеграции Европы, создается структура безопасности, в которой Североатлантический союз играет главную роль. В отличие же от Ближнего Востока и Северной Африки единственным реальным противником США в Европе осталась Российская Федерация.

В соответствии со Стратегической концепцией 1999, сессия Совета НАТО уже в мае 2001 г. в Будапеште приняла документ «Общие оценки вызовов и возможностей в области региональной безопасности для Юго-Восточной Европы», в котором кроме ориентации НАТО на Юго-Восточную Европу предполагалось приближение деятельности альянса к границам стран Содружества Независимых Государств на данном направлении, а также активизацию контактов с постсоветскими государствами и усиление их дистанцирования от России.

В декабре 2001 года президент США Буш заявил о намерении выйти из Договора по противоракетной обороне, подписанного в 1972 году. Договор зафиксировал обязательство сторон отказаться от создания, испытания и развертывания систем или компонентов ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования для борьбы со стратегическими баллистическими ракетами, а также не создавать системы ПРО территории страны. В июне 2002 года Договор ушел в историю. Соединенные Штаты впервые в новейшей истории вышли из крупного договора по ограничению вооружений. Это сделано, несмотря на возражения России и Китая, руководство которых считали, что такой шаг мог подорвать мировую систему обеспечения безопасности. Президент Буш назвал договор по ПРО пережитком холодной войны и заявил: "Как главнокомандующий вооруженными силами США, я не могу допустить, чтобы США оставались участниками договора, который мешает нам развивать эффективные системы самозащиты".

А уже в ноябре 2002 года на встречу государств НАТО на высшем уровне в Праге были приглашены семь стран – Болгария, Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Словакия и Словения, - чтобы начать переговоры о вступлении в НАТО. В марте 2004 года, после депонирования официальных документов о присоединении, приглашенные государства юридически стали членами НАТО. В Декларации по этому случаю утверждалось: «Прием Болгарии, Эстонии, Латвии, Литвы, Румынии, Словакии и Словении в качестве новых членов повысит способность НАТО противостоять современным и будущим вызовам». Причем, как отмечалось в тексте, страны, приглашенные в альянс, не будут последними. При этом по сложившейся уже практике подчеркивалось, что расширение НАТО не направлено против третьих стран, под которыми подразумевалась, прежде всего, Российская Федерация.

С официальным вступлением семи новых членов состоялась вторая волна расширения НАТО. Общее число государств-участников альянса достигло 26. Численность населения вступивших стран составила 45 млн. человек. Это было самое крупное расширение НАТО за всю его историю. Оно имело качественный характер. Во-первых, речь шла о том, что из семи вступающих в НАТО стран только три являлись участниками Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Четыре остальные страны - страны Балтии и Словения - не были участниками этого договора. С вступлением последних в блок в Европе создавалась с точки зрения контроля над вооружениями так называемая неподконтрольная «серая зона». Во-вторых эта зона находилась в непосредственной близости от российских границ.

Важное место в расширении НАТО за счет привлечения бывших союзных республик Советского Союза отводилось Североатлантическим союзом усилению контактов с Украиной и Грузией. На сессии Совета НАТО в Риге в ноябре 2006 г. было принято решение начать «усиленный диалог» с Грузией и Украиной по их вступлению в блок. НАТО с первых дней сотрудничества с независимой Украиной взял курс на установление с ней отношений особого партнерства. При этом руководство блока исходило из того, что она занимает особое место в обеспечении безопасности в Евроатлантическом регионе и является важным и ценным партнером в деле защиты стабильности и общих демократических ценностей. Альянс твердо придерживался линии на укрепление партнерства с Украиной на основе Хартии НАТО-Украина, включая политические консультации по вопросам, представляющим предмет озабоченности для обеих сторон, и по широкому кругу вопросов, касающихся практических аспектов сотрудничества. Североатлантический союз всячески поддерживал суверенитет и независимость Украины, ее территориальную целостность, демократическое развитие, экономическое процветание, и ее статус государства, не обладающего ядерным оружием, рассматривая их как ключевые факторы стабильности и безопасности Центральной и Восточной Европы и Европы в целом.

В 2004 году по свидетельству западной прессы на Украине заблаговременно готовилась так называемая «Оранжевая революция» как большая спецоперация США и в целом Запада. На первых порах главным открыто действующим американским институтом, который занимался организацией “оранжевой” революции, был «Дом свободы» (“Freedom House”). Его возглавлял бывший глава ЦРУ при президенте Б. Клинтоне Дж.Вулси, а финансировался известный американский миллионер, филантроп и политик Дж. Сорос, финансировавший также смену режимов в Сербии и Грузии. «Дом свободы» подготовил 1023 инструктора по выборам, которые контролировали избирательный процесс на Украине, также участвовал в организации лагерей для украинских активистов, которые начали свою работу еще в августе 2004 году. В результате к власти пришел Ющенко, который не решился на ускоренное вступление в НАТО и Европейский Союз со всеми вытекающими отсюда возможностями “приобщения к цивилизации”, а также экономическую помощь.

По мере расширения Североатлантического блока на Восток, срежессированный по фашистскому «Дранг нах Остен», в странах Европейского союза усилилась фальсификация истории Второй мировой войны. Советский солдат-освободитель стал превращаться в «оккупанта». Бывшие союзники фашистской Германии стали забывать о «подвигах» их солдат на советской территории. Убийцы и палачи из войск СС превратились в защитников своего отечества. А в странах Балтии получили и законодательную защиту. Одновременно началась подготовка к размещению в Восточной Европе третьего района противоракетного обороны США, что запрещалось Договором 1972 года.

В отличие от 2004 года США и их союзники сумели совершить государственный переворот на Украине десять лет спустя. Его предлогом стала приостановка подготовки к подписанию соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом. В качестве основных причин радикального развития событий называлась социальная несправедливость, огромная поляризация доходов и уровня жизни населения Украины и разгул коррупции. В конце февраля 2014 года законно избранный президент был вынужден бежать.

Первым шагом новой власти стала отмена принятого в 2012 году закона об основах государственной языковой политики, предусматривавший возможность придания языкам национальных меньшинств статуса регионального там, где численность нацменьшинств превышает 10 %. В соответствии с ним русский язык получил статус регионального в 13 из 27 украинских регионов. Вскоре новые украинские власти отказались и от внеблокового статуса Украины. В ответ уже в марте на юго-востоке страны начались массовые выступления противников новой власти. В Крыму они завершились односторонним отделением от Украины и присоединением к России марте 2014 года.

После объявления о создании Донецкой (ДНР) и Харьковской Народной Республики (ХНР), а также о намерении провести 11 мая референдум по «крымскому образцу», исполняющий обязанности президента Украины объявил 7 апреля 2014 года о начале «антитеррористической операции», причём не только в Донецкой области, но также в Харьковской и Луганской. В тот же день спецназ Службы безопасности Украины (СБУ) освободил захваченное накануне активистами здание Донецкого управления СБУ, а 8 апреля власти Украины восстановили контроль над Харьковом. 10 апреля в ДНР было объявлено о создании «Донецкой народной армии». А 12 апреля вооружённая группа активистов провела успешное наступление на город Славянск. 28 апреля в Луганске было объявлено о создании Луганской Народной Республики. Первым действием повстанцев был захват здания СБУ. 29 апреля повстанцы заняли здания обладминистрации и облпрокуратуры, не встретив сопротивления силовиков. Сотрудники милиции, которые охраняли здание, перешли на сторону митингующих.

До конца апреля противостояние повстанцев и украинских силовиков ограничивалось перестрелками из автоматического оружия. Постепенно украинская вооружённая группировка была усилена бронетехникой, вертолётами, начались артиллерийские обстрелы. Повстанцы отвечали огнём из переносных зенитно-ракетных комплексов, сбивая самолёты и вертолёты. К началу августа в ходе тяжёлых наступательных боёв силы АТО почти полностью блокировали Донецк и Луганск, вчетверо сократив территорию, контролировавшуюся повстанцами с начала боевых действий. Но в середине августа после смены руководства в ДНР и ЛНР в ходе начавшегося контрнаступления в окружении («котлах») оказались несколько тысяч украинских военных. В начале сентября 2014 года было заключено соглашение о перемирии, после чего интенсивность боевых действий снизилась, однако на отдельных направлениях столкновения и обстрелы продолжались с различной степенью интенсивности, в январе 2015 года полномасштабные боевые действия возобновились.

Американское руководство сразу после переворота в Киеве предприняло шаги по международной изоляции Российской Федерации. Еще до 6 марта 2014 года, когда на заседании Верховного Совета Крыма было принято принципиальное решение о вступлении в состав Российской Федерации в качестве субъекта и о проведении 16 марта общекрымского референдума, Соединенные Штаты взяли на себя главного обвинителя России. Уже 28 февраля президент США сделал заявление по поводу ситуации на Украине с осуждением действий России. А 1 марта Государственный департамент выступил с заявлением, осуждающим «вторжение Российской Федерации и оккупацию территории Украины». 3 марта Барак Обама обсудил со своими ближайшими советниками возможные шаги по «дальнейшей изоляции России» в ответ на её действия в Крыму. Участники совещания рассматривали различные варианты в отношении России, призванные убедить её «предпринять немедленные шаги по деэскалации» ситуации.

Поскольку российское руководство не поддалось на шантаж руководство США ввело политические и экономические санкции в отношении России и ряда российских и украинских лиц и организаций, которые, по мнению международных организаций и отдельных государств, причастны к дестабилизации ситуации на Украине. Под сильным давлением Соединенных Штатов, рискуя понести экономический ущерб, к санкциям присоединились страны Евросоюза. Санкции также поддержали государства Большой семёрки и некоторые другие страны, являющиеся партнёрами США и ЕС. Последующее расширение санкций (апрель-май) было связано с обострением ситуации на востоке Украины. Организаторы санкций обвинили Россию в действиях, направленных на подрыв территориальной целостности Украины, в частности, в поставке оружия пророссийским повстанцам. Следующий виток санкций был связан с катастрофой Boeing 777 в Донецкой области 17 июля 2014 года, причиной которой, по мнению руководства ряда государств, стали действия повстанцев, поддерживаемых Россией. Санкционный зуд у США и их союзников сохранился и в 2015 году.

В течение года киевское руководство безуспешно пыталось подавить с помощью военной силы повстанцев ДНР и ЛНР и задушить экономической блокадой его население. Рост военных расходов на фоне катастрофического падения экономики Украины вынудило европейских кукловодов в лице канцлера ФРГ и президента Франции навязать очередное, согласованное с США, перемирие украинскому режиму. После многочасовых переговоров 12 февраля 2015 года президенты России, Франции, Украины и канцлер ФРГ приняли Декларацию в поддержку Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, вытекающих из Минского протокола от 5 сентября 2014 года и Минского меморандума от 19 сентября 2014 года.

Принятый Комплекс мер, подписанный полномочными представителями Украины, ДНР и ЛНР, включил 13 пунктов. В первых трех пунктах достаточно подробно зафиксировано время прекращения огня, порядок отвода всех тяжелых вооружений от линии соприкосновения и создание зоны безопасности, а также эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения. Начиная с пункта 4 перечисляются конкретные шаги по политическому урегулированию конфликта. Ими предусматривается последовательная децентрализация власти и обеспечение прав меньшинств. Их содержание находится в серьезном диссонансе с политикой создания унитарного авторитарного государства, проводимой огнем и мечём нынешним украинским руководством. Реализация этих пунктов неизбежно вызовет саботаж Киева, поддерживаемый США и их союзниками в ЕС. Следовательно, Российская Федерация, ДНР и ЛНР ждет сложная дипломатическая борьба и постоянный шантаж партнеров из развитых стран.

«Замораживание» конфликта в юго-восточной Украине угрожает миру в Европе и мире. В марте 1915 года глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер призвал создать армию Евросоюза. По его мнению, она помогла бы ЕС сформировать общую внешнюю политику и политику безопасности. С такой армией ЕС сможет отреагировать на угрозу странам-членам Евросоюза и соседним государствам, добавил Юнкер. Численный состав и вооружение подобной армии по подсчетам польских специалистов во много раз будут превосходить вооруженные силы последнего внеблокового европейского государства - Российской Федерации. С учетом антироссийских настроений в ЕС она оказывается единственным врагом на континенте. Россия в 1812 и 1941 годах уже имела дело с объединенными европейскими армиями. На этот раз ей придется противостоять не только превосходящему в численности противнику, но армии, обладающей ядерным оружием.

В середине 1980-х годов натовские стратеги пришли к выводу, что ограниченная ядерная в Европе неизбежно приведет к мировой ракетно-ядерной войне. В наши дни Соединенные Штаты настойчиво формирует материальную основу рейгановской концепции «гарантированного выживания» в ядерной войне, развертывая третий район национальной обороны в Европе. Украина же позволяет разместить неядерные средства первого удара по российским ядерным ракетам наземного базирования, основного компонента стратегических ядерных сил России. А потеря Крыма не позволяла придвинуть американские корабли ПРО к самой границе РФ. Отсюда и такая настойчивость в антироссийских санкциях. Американским лидерам было бы не плохо время от времени обращаться к собственной истории. 27 октября 1962 года, когда исполнительный комитет совета национальной безопасности США стал склоняться к началу бомбардировки Кубы, американский президент прозорливо заметил, что его беспокоит не первый шаг в эскалации, а то, что обе стороны пойдут на четвертый и пятый, но не дойдут до шестого, так как его некому будет сделать.


Вернуться на предыдущую страницу
Вернуться на главную страницу

©2015 Борис Путилин
©2015 Design Igor Popov

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
счетчик посещений