Введение

"Мудрый владыка... непременно внутри страны укрепляет гражданскую нравственность, а для обеспечения внешней безопасности обязан быть военно подготовленным".
У Цзы, китайский стратег, V в. до н.э.

Внутренняя безопасность государства - комплексное многоплановое понятие, включающее в себя целый ряд тесно взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов или составляющих. Это позволяет подходить к рассмотрению внутренней безопасности государства как к системе элементов (субъектов и объектов), взаимодействующих друг с другом в целях обеспечения существования и функционирования государства и общества в целом. При этом под понятием "функционирование" имеется в виду поддержание бескризисного состояния существующего конституционно-политического и социально-экономического строя несмотря на неизбежные противоречия между обществом и государством (властью).

Независимо от типа политического устройства и социально-экономической формации государства, оно не может существовать без должного внимания к проблеме своей внутренней безопасности. В наиболее общем виде в это понятие входят прежде всего:
  • внутриполитическая безопасность и политическая стабильность;
  • финансово-экономическая безопасность;
  • физическая безопасность населения;
  • морально-психологическая безопасность (защищенность) общества.
  • Внутриполитическая безопасность и политическая стабильность в свою очередь представляет собой комплекс политических, идеологических, силовых, психологических и иных органов, сил и средств, предназначенных своей деятельностью обеспечивать территориальную целостность государства, соблюдение конституционного строя в стране, локализацию и разрешение социально-политических, межнациональных, этно-религиозных и иных внутригосударственных кризисов (не допуская их перерастания в стадию конфликта). Безусловный приоритет при решении этих задач должен отдаваться исключительно ненасильственным силам и средствам. Однако никто и никогда не мог обеспечить внутренний порядок и спокойствие в стране только ненасильственными методами - уговорами, воспитанием, убеждением, поощрением. Необходимым элементом системы обеспечения внутриполитической безопасности и политической стабильности, а в конечном счета всей системы внутренней безопасности государства, является вооруженная сила, находящаяся под контролем государственной власти и действующая в рамках соответствующих законодательных актов и положений.

    К сожалению, в России в современных условиях отсутствует должный опыт функционирования системы обеспечения внутренней безопасности. Сама система, фактически, находится лишь на этапе своего становления. Проблема создания юридической базы для использования внутренних войск и Вооруженных Сил РФ во внутриполитических конфликтах заставляет в современных условиях обращаться к опыту западных государств с целью ознакомления с опытом решения этих проблем за рубежом и использования его для создания своей правовой базы.

    Весь процесс формирования научно-теоретической базы и правовых основ обеспечения внутренней безопасности осложняется сегодня тем, что в отечественной теории еще не разработано понятие "внутригосударственный конфликт", а в связи с этим и не определены основные формы и методы разрешения этих конфликтов.

    В нашей стране в послевоенные годы сложилась такая система обеспечения внутригосударственной безопасности, когда в принципе отрицалась даже сама возможность возникновения внутригосударственного вооруженного конфликта в СССР (классового, межнационального, этнического, межконфессионального и т.д.) ввиду отсутствия "внутреннего врага". После распада СССР, сопровождавшегося широким спектром открытых и скрытых внутренних конфликтов, ожесточенным столкновением политических сил внутри бывшего СССР, перед руководством страны во весь рост встала проблема обеспечения внутренней безопасности государства. Эта проблема приобрела реальные социально-классовые, экономические, национально-этнические и политические направления своего развития.

    Обеспечением внутренней безопасности Российской Федерации призвана была заниматься целая система государственных "силовых" и "несиловых" ведомств, органов и организаций. Уже с середины 80-х годов сперва в СССР, а затем и в Российской Федерации к решению задач обеспечения внутренней безопасности стали привлекаться Вооруженные Силы государства.

    Вместе с тем до сих пор в России не имеется законодательной базы участия ВС в конфликтах внутри страны, в военной науке отсутствуют серьезные разработки основ применения группировок войск против незаконно созданных вооруженных формирований, не обобщен опыт конкретного взаимодействия внутренних войск с войсками Министерства обороны при действии внутри собственного государства.

    Новыми проблемами, с которыми России пришлось столкнуться в последние годы, стали терроризм, распространение наркотиков, организованная преступность, заказные убийства, похищение людей за выкуп и т.д. В прошлом эти проблемы если и существовали, то не имели таких масштабов и интенсивности.

    По мнению некоторых американских специалистов, так называемая "русская мафия" - организованная преступность, вышедшая на международный уровень - является "особенно опасной, ввиду слабости правоохранительных органов России и огромного потока "грязных" денег, проходящих через российские банки, а также возможной смычки правоохранительных органов с организованной преступностью" (International Organized Crime: A Growing National Security Threat// Strategic Forum. NDU Press. № 74, May 1996). Как отмечают американские исследователи, 400 российских банков, контролируемых мафией, "отмывают" большую часть из 250 млрд. долларов ежегодной прибыли международных наркодельцов (Там же).

    В зарубежных странах, таких как США, Великобритания, Франция, Испания, Италия, Турция, Китай и др., имеется определенный опыт создания и применения внутренних войск и им подобных формирований, равно как и вооруженных сил для разрешения внутригосударственных конфликтов, борьбы с терроризмом, организованной преступностью, борьбы с незаконными вооруженными формированиями.

    Актуальность разработки темы исследования обусловлена еще и тем обстоятельством, что во многих странах мира вмешательство федеральных властей в дела субъектов федерации, в том числе и с использованием вооруженных сил, является одним из инструментов функционирования государственно-правового механизма и условием сохранения целостности страны. Даже в таком политически стабильном государстве как США федеральные власти прибегали в последние 50 лет к вмешательству с использованием силы четырежды по просьбе губернаторов и пять раз - по инициативе президента страны.

    В России, переживающей серьезный системный кризис, связанный со сменой общественно-экономической формации, на всем протяжении переходного периода (по оценкам экспертов, это 20-30 лет) будет сохраняться вероятность возникновения ситуаций, выходящих за рамки их разрешения исключительно политическими средствами.

    Более того, некоторые западные специалисты в области конфликтологии предсказывают, что до конца нынешнего века мир еще столкнется с новыми "этническими взрывами". По оценкам западных специалистов, в настоящее время на Земле насчитывается 6,5 тысяч этнических общин, многие из которых, не имея своей государственности, жаждят получить или завоевать ее с оружием в руках.

    На конференции, проведенной в США в ноябре 1993 г. под эгидой министерства армии (сухопутных войск) США, отмечалось: "Вне всяких сомнений, с учетом потенциала конфликтности и возможного влияния на американские интересы, бывший Советский Союз является самым опасным районом... Будущее России как консолидированного государства не может быть гарантировано никакими средствами.... Потенциальный размах этнического конфликта в бывшем Советском Союзе сходен с положением на Балканах - только в сто раз хуже" (Ethnic Conflict and Regional Instability: Implications for US Policy and Army Roles and Missions. Ed. by R. Pfaltzgraff, R. Shultz. Strategic Studies Institute, US Army War College. P.37-38).

    Настоящее исследование призвано раскрыть сильные и слабые стороны применения внутренних войск и структур им подобных во внутригосударственных конфликтах в интересах эффективного решения задач обеспечения национальной безопасности.

    В труде проделан комплексный анализ роли и места внутренних войск и подобных им структур зарубежных государств во внутригосударственных конфликтах, а также правового обеспечения применения вооруженных сил внутри страны.

    Авторы уделили большое внимание как теоретическим подходам к освещаемым проблемам, так и показу реальных примеров использования вооруженных сил, специальных сил, полиции, жандармов и других правоохранительных сил и средств в действии. На наш взгляд, это позволяет подходить к представленной работе, с одной стороны, как к исследовательскому труду, а с другой стороны, как к справочному пособию о месте и роли внутренних войск и структур им подобных, вооруженных сил зарубежных государств в обеспечении внутренней безопасности этих государств.

    При проведении исследования были изучены разработки зарубежных специалистов по отдельным вопросам конфликтологии и "кризисного управления", проведения противоповстанческих операций и методологии стабилизации внутриполитической обстановки. Проанализированы нормативно-правовые документы, воинские уставы и наставления США, других зарубежных государств, материалы авторитетных научно-исследовательских центров.

    В сложных условиях глубокого социально-политического и экономического кризиса в нашей стране, затянувшегося процесса формирований и переформирований всей системы обеспечения внутренней безопасности России зарубежный опыт, безусловно, может быть во многом полезен. Он в какой-то степени может оградить нас от ошибок, имевших место за рубежом, и показать пути и направления возможного развития и совершенствования системы правоохранительных органов и всех "силовых" структур Российской Федерации.

    Вернуться на предыдущую страницу
    Вернуться на главную страницу сайта



    ©2008 Igor Popov

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
    счетчик посещений