Военная история и футурология

Readers who do not know Russian language well enough, may use this knob and translate the whole page from Russian into their mother tongue. Be aware please that the quality of translation is rather poor - you may probably get only a general idea of this page, though it's better than nothing...

Бизнес как война

"Бизнес - это война. Все законы войны
распространяются на искусство ведения бизнеса".

Коносуке Мацусита,

основатель компании Matsushita Electric

Бизнес - это специфическая сфера деятельности людей, которая не подчиняется жестким законам и правилам. Нет и не может быть "золотой формулы" бизнеса, применив которую можно было бы стать миллионером. Бизнес - это еще и искусство! Это зыбкая сфера эмоций, интуиции, везенья, предвидения, риска и обмана. В этом бизнес имеет очень много общего с военным искусством. Не случайно этот подход довольно популярен на Западе, его разделяют авторитетные гуру современного менеджмента Брайан Трейси, Эд Райс, Джек Траут, Марк Макнилли, Криппендорф, Джеральд Михаэльсон. Некоторые из публикаций этих авторов переведены и изданы в России. Так, в 2002 г. издательством "Олимп-бизнес" издана книга М. Макнидди "Сунь-цзы и искусство бизнеса. Шесть стратегических принципов менеджмента". Целую серию книг, посвященных применению принципов древнекитайского военного искусства к реалям современного бизнеса (западного!) написал Гари Галиарди. Кстати, его книги изданы в России в 2002-2004 гг.: "Искусство войны и искусство управления", "Искусство войны и искусство маркетинга", "Искусство войны и искусство продаж".

Эта тема привлекала внимание и российских специалистов в области менеджмента. Еще в 1998 г. в московском издательстве "Армада" вышла книга Емельянова Е. Н. и Поварницыной С. Е. "Психология бизнеса". Рассматривая различные подходы к бизнесу, авторы сравнивают бизнес с военным искусством. К сожалению, развивать эту тему они не стали. Одной из первых серьезных (и одновременно саркастически-шутливых) работ на рассматриваемую тему стала книга Виктора Ярославского "Военные методы в бизнесе. Тактика", вышедшая в 2002 г. в серии "VIP-консультирование" питерского издательства "Крылов". Издание "Новые рынки" в 20021 г. опубликовало статью Сергея Турко "Бизнес - война, партнерство или...", которую перепечатали разные сайты, в частности "iTeam портал" В мае 2003 г. газета "Ведомости" опубликовала материал Екатерины Кудашкиной "Военное искусство бизнеса". Этот материал практически сразу разместили на своих страницах различные сайты, в частности "Технологии разведки и бизнеса". В 2003 г. Центр дистанционного образования "Elitarium" (СПб) разместил на своем сайте материал Яо-СуХу и Пьера Бертона "Применение принципов военных стратегий в современном бизнесе". В 2004 г. издательство "Крылов" выпустило работу Дмитрия Степанова "Использование принципов классической китайской стратегии в современном бизнесе". В 2004 г. московское издательство "Et Cetera Publishing Group" выпустило книгу Алексея Воеводина "СТРАТАГЕМЫ. Стратегии войны, бизнеса, манипуляции, обмана".

Эти публикации свидетельствовали о продуктивности "военных подходов" к теории и практике бизнеса и, в какой-то степени, подтолкнули меня к самостоятельным разработкам в этом направлении.

Суть "военного подхода" к бизнесу, как мне представляется, можно проиллюстрировать наглядной таблицей:
История войн и военного искусства учит: Мы смотрим на бизнес как на бизнес-войну
Война - это столкновение двух сторон за
  • покорение народа и/или
  • захват земель
  • Бизнес-война - это столкновение сторон за
  • приобретение клиентов и/или
  • захват рынков
  • Законы и принципы военного искусства носят универсальный характер: они проявляются не только в военной сфере, но и в повседневной жизни и тем более - в бизнесе. Даже не осознавая того, самые талантливые и успешные бизнесмены современности используют принципы военного искусства в своей повседневной деятельности. Интуитивно, основываясь на своем опыте и интуиции, они ведут "наступления" и уходят в глухую "оборону", используют "шпионов", "уничтожают" фирмы конкурентов, осаждают "крепости" и берут "пленных". Они создают "резервы" и пробивают брешь в "фаланге" конкурента своими "боевыми слонами".

    Бизнес - это тоже постоянная борьба, столкновение интересов и амбиций, история краха и жизненных трагедий, головокружительных успехов и упоение абсолютной властью. Бизнес - дело серьезное, жесткое и жестокое. Не каждому дано стать "императором" бизнеса или выдающимся "полководцем"-менеджером. Для этого нужно много знать и уметь, обладать талантом и даром предвидения. Нужны навыки нетрадиционного мышления и, конечно, фортуна. Но каждый бизнесмен или руководитель, овладевший данными военными методами, способен достичь в своей сфере больших высот.

    Победа в бизнесе через призму классического военного искусства Такой подход мне лично представляется очень интересным и продуктивным. Результатом моих собственных разработок в этой области стала разработка авторского бизнес-курса для высшего и среднего звена менеджеров ("командно-начальствующего состава" бизнеса!) "Победа в бизнесе через призму классического военного искусства". На базе этого курса мною был разработан и соответствующий бизнес-тренинг.

    Работа над бизнес-курсом заняла несколько месяцев, но затраченные усилия того стоили. В итоге получился довольно объемный материал из 199 слайдов, который и составил визуальную опору как целого курса, так и конкретного тренинга. Я постарался переложить основы военно искусства (законы, принципы, приемы) на язык бизнеса: босс - полководец, фирма - войско, артиллерия - реклама; войско-фирма наступает, обороняется, отступает и совершает маневры на поле боя бизнеса. Чтобы получить общее представление о созданном продукте, можно обратиться к демонстрационному фрагменту. Обращаю Ваше внимание, что слайды выбраны абсолютно случайно и бессистемно. Тем читателям, кому мой подход представляется интересным, будет, как мне кажется, небезынтересно взглянуть на преамбулу к тренингу.


    Осмысление сходства многих аспектов войны и бизнеса привело меня к разработке второго бизнес-курса, опять-таки ориентированного на представителей топ-менеджмента. Этот курс имеет не столько военную, сколько китайскую мировоззренческо-философскую специфику.

    Китайские принципы коварства и хитрости в бизнесе В чем заключен успех японского, тайваньского, южнокорейского, а теперь и китайского бизнеса? Факторов множество, но не в последнюю очередь этот успех таится в глубинах восточного менталитета, древнекитайского свода мудрости. Именно там скрыто истинное тайное учение Востока. В нем сформулированы важнейшие принципы политического и военного успеха, человеческого бытия.

    Бамбук гнется, но не ломается: так слабый одолевает сильного. В этом заключена идея ушу - китайской школы боевых искусств. Противника одолевает не физическая сила, а внутренняя энергия, сила духа, которая противостоит острому мечу, раскаленному огню и огромной каменной глыбе. Принципы ушу вполне применимы в бизнесе, если только их знать и уметь применять. Китайцы умеют…

    Древнекитайский трактат Сунь Цзы "О военном искусстве" сегодня широко известен во всем мире. И там мы находим те же идеи: как победить, не воюя; как побороть более сильного и грозного врага. Столкнувшись с проблемой, китаец ищет не пути ее преодоления, а пути обхода. В этом гибкость, мягкость китайского подхода, но в этом и его сила. Зачем плевать против ветра?

    Хитроумных приемов и методов действий, по мнению китайских мыслителей, бесконечное множество, но все они, так или иначе, сводятся к 36 основным стратагемам. В них заключена суть "китайской хитрости", в них - суть успеха и победы. Изощренные и коварные по своей сути, они далеки от обычного обмана. Это - целая система принципов, приемов, методов и стратегий действий, нацеленных на конечную победу. "Если хочешь с хватить - прежде отойди; чтобы взять, нужно сначала отдать", - так учат китайские источники.

    Сводная таблица 36 китайских стратагем Я попытался свести воедино положения трактата Сунь Цзы и других мыслителей древнего Китая, традиционных 36 стратагем (приемов обмана и хитрости) и применить их к условиям развития бизнеса в современной российской действительности. В результате получился уникальный бизнес-курс "Китайские принципы хитрости и коварства в деле повышения эффективности бизнеса", оформленный в единый материал из 104 слайдов. Желающие могут ознакомиться с демонстрационным фрагментом бизнес-курса. Вновь напоминаю, что слайды выбраны по принципу случайности, без всякой системы.

    Все 36 классических китайских стратагем мною сведены в единую наглядную таблицу и сиистематизированы по активным или пассивным действиям в отношении объекта или ситуации. Каждая из 36 стратагем закодирована в виде рисунка-подсказки. Такой подход, как мне кажется, позволяет даже обычным людям, не имеющим специальных знаний и подготовки, достаточно легко применять стратагемы в бизнесе и повседневной жизни.

    Все очень просто: вы оцениваете обстановку, определяетесь с тем, хотите ли Вы воздействовать на объект (конкурента, босса, партнера, подчиненного) или на ситуацию в целом, нужны ли с Вашей стороны активные или пассивные (выжидательные) действия. Затем берете мою таблицу - и смотрите, что у Вас есть в арсенале в каждом конкретном случае. Ну а дальше - дело техники...


    Я с удовольствием готов представить оба вышеназванных проекта тем, кому эти нетрадиционные ракурсы (курсы) бизнес-подготовки будут интересны, и рассмотреть возможности и условия их практической реализации - будть то в формате
  • учебного курса,
  • отдельного тренинга или
  • бизнес-публикации.
    Для связи со мной можно воспользоваться кнопкой:

    Принятие эффективных решений Помимо вышеназванных курсов мне хотелось бы представить и несколько других авторских тренинговых продуктов, которые я с удовольствием готов представить заинтересованным лицам и организациям.


    "Тренинг по принятию эффективных решений" основан на курсе, который читался автором в Школе бизнеса и политики при Государственной Думе РФ в 2001-2002 гг.

    Естественно, курс за прошедшее время значительно переработан и коренным образом обновлен. Если в первоначальном варианте упор делался на процессы принятия решений во внешней политике, то нынешний курс полностью посвящен бизнесу - современному отечественному и зарубежному опыту. Главным принципом при разработке этого тренинга был конкретно-прагматический подход: минимум теории, максимум наглядности; говорить о сложном простым и доступным для нормального человека языком.

    Те читатели, кому эта тема интересна, могут ознакомиться с демонстрационным фрагментом готового тренинга.


    Другим крупным проектом, разработанным мною, стал Практический курс деловой коммуникации на английском языке в международной среде "КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В БИЗНЕСЕ". Модель бизнес-коммуникации Это - серия практических семинаров делового английского языка, рассчитанная на все уровни менеджеров и рядовых сотрудников международных компаний - как российских, так и зарубежных граждан.

    В ходе общения с представителями иных культур, иногда недружественных наций, мы сталкиваемся с дополнительными барьерами - проблемами и сложностями. Причины этого - очевидны: мы разговариваем на разных языках, у нас различные восприятия и представления, стереотипы, нормы поведения, нравы и обычаи. Сталкиваясь с непониманием в общении с иностранцами, мы традиционно именуем их "странными": странные американцы, странные японцы, странные британцы. Но ведь для них мы, россияне, сами являемся "странными"!
    Водка, автомат Калашникова, пирожки…
    Русская мафия и КГБ…
    Стереотипы достаточно стойкие.

    Означает ли это, что успешная кросс-культурная коммуникация просто невозможна? Безусловно, нет!
    Несмотря на все стереотипы и личностные восприятия, эффективное общение не только возможно, но и необходимо. Для этого необходимо искреннее желание и готовность общаться. Помимо способности слышать и видеть крайне важно понимание. Слышат и понимают ли ОНИ то, что МЫ хотим сказать? А МЫ, в свою очередь, слышим их?

    Карен Пейк, американская школьница, замечательно выразила эту мысль в стихотворной форме:

    "Великая сила в наших руках,
    И сила эта - знание.
    Но все эти знания не стоят гроша,
    Ведь важно понимание".

    В этом четверостишии содержится важное послание: кросс-культурное понимание, или культурная осведомленность, является ключом к эффективной коммуникации в условиях современного глобализированного бизнеса.

    Блок 5

    Программой курса предполагается активное обсуждение и практическая отработка следующих тем:

    Более подробная информация об этом курсе и содержание каждого блока доступно на этой странице сайта здесь на русском языке, а на английском - здесь.

    С тем, что представляет собой типичная презентация для каждого блока, вокруг которой и организауется дискуссия, можно ознакомиться по данному демонстрационному фрагменту. Как и все остальные демонстрационные фрагменты, он является лишь собранием отдельных слайдов из презентации, не обязательно объединенных единой логикой.

    Вернуться на главную страницу

    ©2006-2009 Igor Popov

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
    счетчик посещений