ВЛИЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА И ТРАДИЦИЙ
НА ВОЕННО-ГРАЖДАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Тема военно-гражданских отношений является, безусловно, чрезвычайно актуальной во всех отношениях. Естественно, в рамках выступления на семинаре вряд ли представится возможным осветить вопросы с необходимой полнотой. И не все могут согласиться с моими тезисами. Но на мой взгляд, это следует только приветствовать.
Проблема военно-гражданских отношений (ВГО) сама по себе универсальна, однако имеет свою специфику в различных обществах (государствах) и в различные исторические эпохи и периоды. Эта специфика выражается прежде всего в содержании военно-гражданских отношений. В разных обществах и в разные эпохи в это понятие вкладывается различный смысл, элементы ВГО располагаются в различном иерархическом порядке. Другими словами, то, что важно для одного общества, может быть второстепенным для другого общества, где существуют свои понятия и принципы строительства военно-гражданских отношений.
Так, в стабильных обществах, под которыми мы понимаем такое состояние общества, когда неизбежно существующие в нем политические, экономические, социальные и иные проблемы не вызывают революционных сдвигов, решаясь эволюционным путем, проблема ВГО - это прежде всего проблема совершенствования гражданского контроля над ВС. К таким обществам можно отнести ныне западные демократии. В то же время в обществах, переживающих сложнейшие переходные этапы своего развития, как то характерно для стран бывшего СССР, проблема военно-гражданских отношений значительно сложнее, причем гражданский контроль над ВС - вовсе не ядро этой проблемы, как может казаться на первый взгляд.
Даже для обществ или государств, находящихся в сходных или идентичных по стабильности состояниях, содержание военно-гражданских отношений может быть различно. Примером служат такие пары государств, как США и Япония, Россия и Латвия.
Факторы, обусловливающие такие различия, - разнообразны, и не в последнюю очередь - особенности национального характера и политические традиции данного общества или государства. Концепция "национального характера" не нова для отечественной и мировой науки. Исследованиями в этой области занимались многие философы, социологи, политики, среди которых выделяются имена таких ученых, как А. Инкелес, Д. Левинсон, Р. Линтон, М. Мид, Д. Рисман, X. Диджикер, Н. Фрийда, Дж. Стрэттон, У. Платт, С. Хантингтон, П. Сорокин, Н. Бердяев, Г. Федотов. Особый интерес в связи с этим имеет, на наш взгляд, книга отставного генерала У. Платта "Национальный характер в действии - фактор разведки в международных отношениях", изданная в Нью-Джерси в 1961 г.
Существуют различные определения термина "национальный характер", который некоторые исследователи называют "национальным менталитетом". Мы понимаем под этим термином устойчивую совокупность общих, типичных, исторически долговременных черт и качеств взрослого населения нации (государства), основанных на единстве истории и географии, языка и культуры, религии и традиций, нравов и быта, мировоззрения и системы ценностей. Все эти черты и качества в их органическом единстве позволяют говорить о нации как о живом организме с присущим ему индивидуальным типом или характером.
Под политическими традициями мы подразумеваем определенные черты национального характера в преломлении к правящим элитам общества (государства). В нашем случае мы имеем в виду устоявшуюся систему взглядов на военно-гражданские отношения у правящих элит данного общества (государства).
На основе этих общих предварительных соображений перейдем к более конкретному рассмотрению влияния национального характера на систему военно-гражданских отношений в Российской Федерации.
Прежде всего, в отличие от принятых в США взглядов на эту систему как двуэлементную, мы подходим к этой системе как трехэлементной, включающей власть, общество и военный компонент. Естественно, такая структура очень условна, ибо понятие "власть" само включает в себя минимум три компонента (законодательную, исполнительную, судебную), а военный компонент помимо ВС (Министерство обороны) включает также войска и вооруженные формирования других "силовых" ведомств.
Из всей совокупности отношений, которые складываются между элементами данной системы, для нас наиболее существенны:
- гражданский (власти и общества) контроль над военной сферой,
- забота гражданской сферы (власти и общества) о военных,
- законоподчинение военной сферы и ее аполитичность. Национальный характер и политические традиции оказывают определенное влияние на элементы системы военно-гражданских отношений в целом и на взаимоотношения между этими элементами.
Некоторые черты русского национального характера. На формирование национального характера русского народа оказывали влияние суровый климат, бескрайние географические пространства, православная религия, национальная культура. Огромное влияние на этот процесс оказала тысячелетняя история русского народа - "одна из самых мучительных историй" (Н. Бердяев). Гнет и насилие, произвол и несправедливость, гипертрофия государства и тоталитаризм, полнейшее бесправие народа выработали в нем целый комплекс противоречивых качеств, среди которых можно выделить:
- Мужество, силу духа, упорство, твердость, способность выдержать самые суровые испытания. Применительно к военно-гражданским отношениям в России сегодня это означает, что ВС, проявляя вышеназванные качества, будут верны присяге и своему долгу. Эта черта русского национального характера в любом случае является стабилизирующим фактором всей системы ВГО.
- Правдоискательство, свободолюбие, душевное горение, идеализм, мессианство, стремление облагодетельствовать других, обостренное чувство справедливости, жертвенность. В условиях духовного вакуума в обществе и армии эти русские национальные устремления способствуют политизации и партизации ВС, обусловливают активную политическую борьбу в армии и за армию. Лишенные своего духовно-нравственного фундамента ВС в поисках нового фундамента могут "ворваться" в политику, "взорвав" существующую систему военно-гражданских отношений.
- Пассивность, долготерпимость, смиренность перед властью, "рабская душа", "власть шири" (пространства). "Русский народ ... всегда смотрел на власть не как на благо, а как на зло..." (Л. Толстой). Несмотря на все ошибки и несправедливости со стороны властей, народные массы и армия будут проявлять традиционную русскую долготерпимость и подчинение власти. Эта черта свойственна армии даже больше, чем обществу, в силу естественных консерватизма, дисциплинированности, привычки к послушанию любой военной структуре.
- Анархизм, пренебрежение и игнорирование любых законов и норм. "Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство" (А. Герцен). Эта тенденция опасна для системы ВГО в России сегодня, действуя разрушительно на базис доверия в отношениях в треугольнике власть-общество-армия.
- Пренебрежительное отношение к человеческой жизни, а тем более к личности, индивидуальности, правам человека. "Нигде не относятся к человеку столь безразлично, как у нас на Руси..." (М. Горький). Эта национальная русская черта глубоко коренится как в сознании индивидуумов на всех ступенях общественной иерархии, так и в массовом сознании нации. Цена жизни в России традиционно была мизерной. Здесь кроются истоки русской жертвенности, героизма, фанатизма. Этой чертой объясняется пренебрежительное отношение власти к армии в современном российском обществе, что, в силу русского национального характера не вызывает недовольства в самой армии.
- Бунтарство, фанатизм, крайний экстремизм в поступках и идеях, "кидание в крайности", революционность. "Русский не может осуществлять своей исторической судьбы без бунтарства..." (Н. Бердяев). Исторический опыт свидетельствует, что гнет, деспотия, несправедливость могут в течение достаточно долгого времени воздействовать на русского человека, вызывая глухое возмущение и скрытое недовольство. Но в какой-то момент это возмущение прорывается в форме отчаянного всесокрушающего бунта. Об этом очень образно писал еще в начале нашего века французский дипломат М. Палеолог: "... русский представляет всегда парадоксальное явление чрезмерной покорности, соединенной с сильнейшим духом возмущения. Мужик известен своим терпением и фатализмом, своим добродушием и пассивностью, он иногда поразительно прекрасен в своей кротости и покорности. Но вот он вдруг переходит к протесту и бунту. И тотчас его неистовство доводит его до ужасных преступлений и жестокой мести, до пароксизма преступности и дикости". Данная черта русского национального характера особенно опасна. Пренебрежение ею чревато инициацией коренных социально-политических сдвигов в обществе, локализовать и остановить которые на определенном этапе уже невозможно. Применительно к системе ВГО это означает полный выход армии из подчинения власти, сползание общества в ту или иную форму гражданской войны, в хаос и разруху.
Некоторые политические традиции:
- Традиция авторитарного правления в форме абсолютистской монархии или тоталитарного общества, полное отсутствие демократических традиций и устремлений. Принцип единоначалия - универсален для российского общества и армии. Обществу и армии импонирует сильный, грубоватый, харизматический ли-дер-"хозяин", будь то царь, генеральный секретарь или президент. Наличие такого лидера действует стабилизирующим образом на российское общество и всю систему военно-гражданских отношений. Такого лидера принято боготворить, ему прощаются ошибки и даже преступления.
- Военная сила всегда занимала традиционно важное место в российском обществе и государстве. Исторически это обусловливалось геополитическим положением России, неоднократно выступавшей в роли объекта агрессии и выдвигавшей своих лучших представителей в Вооруженные Силы. Престиж военной службы, уважения общества по отношению к армии в наиболее ярком виде проявились в советскую эпоху. В то же время государственная власть в России всегда оставалась в долгу перед своими защитниками и в моральном, и материальном отношениях, "вспоминая" о них лишь в годину опасности. Как показывает исторический опыт, пренебрежение армией, отсутствие должной и всесторонней заботы правительства о ней чревато брожением в войсках, их политизацией и партизацией, как то имело место, например, в 1905 и 1917 гг.
- На протяжении нынешнего столетия армия вольно или невольно, прямо или косвенно неоднократно втягивалась в политическую жизнь России. Социальные катаклизмы - революции, внутренние (гражданские) войны и конфликты - неизбежно втягивали в свой круговорот, ломали и разлагали ее, лишали духовной опоры и веры. Манипуляция лозунгами и призывами, политизация и партизация армии раздирали армию "по-живому" в 1905 и 1917 гг. Власть теряла контроль над ВС и в конечном счете потеряла власть. В советскую эпоху армия была поставлена под полный контроль государства (партии). Она обрела монолитность, веру и опору в идеологической сфере, заняла подобающее место надежной силовой опоры государства (партии). С распадом СССР начался мучительный процесс расчленения и разложения армии и активного втягивания ее в политические действия противоборствующих сил. Опасность ожесточенной гражданской войны и апокалиптического краха "случайной" ядерной войны была реальной. И только действия армии, точнее общее в масштабах всей страны ее бездействие, послужили гарантом того, что эту опасность удалось предотвратить. Армия не выступила в качестве самостоятельной политической силы, не нарушила грань гражданско-военных отношений, за которой начинается военная диктатура или анархия.
- Традиция юридической и моральной безответственности правящих элит за политические акции и важные решения. Нередко в отечественной истории конкретные виновники провалов или ошибок в государственной политике в определенный момент становятся главными критиками этих провалов и ошибок и вновь возглавляют деятельность по их исправлению, находя "крайних". Исторический опыт России, СССР и последних лет подтверждает эту печальную закономерность. При этом такие явления психологически безболезненно воспринимаются массовым сознанием на бытовом уровне. В результате, нормальные в западном мире отставки, вотумы недоверия, импичменты, демократические процедуры отзыва депутатов и т.д. на российской политической почве являются скорее исключением, чем правилом. Эта политическая традиция действует в течение достаточно длительного времени в качестве стабилизирующего фактора системы военно-гражданских отношений. Однако в долгосрочной перспективе эта традиция может стать катализатором социально-политического взрыва (бунтарская черта русского национального характера).
- Тенденция "подставлять" армию в ходе поиска виноватых за шибки и преступления политических властей - политическая традиция России, тесно связанная с предыдущей. Армию обвиняют в применении оружия или наоборот, в отказе от применения оружия, хотя реально ответственными за эти акции были и есть политические руководители. Эта традиция несет в себе потенциально опасный разрушительный момент дли всей системы военно-гражданских отношений, взрывая, по сути дела, основу доверия в треугольнике власть-общество-армия.
- "Очищение" армии от ярких личностей, способных на смелый политический поступок, и одновременно поощрение абсолютного послушания власти. Эта практика, особенно проявившаяся в эпоху СССР, делала высший командный состав ВС политически безынициативными, боящимися принять решения и, что особенно важно, отвечать за свои решения индивидуально, персонально. Этому способствовала система политического контроля над армией и над ее командирами вплоть до самого верхнего звена. Эта традиция является предохранительной мерой от выхода армии из-под контроля гражданских властей и направлена на недопущение политизации армии. Однако опасность этой традиции кроется в том, что в политически сложные моменты истории такая армия может стать игрушкой в руках тех или иных политических сил.
- Традиционная закрытость и секретность военной системы общества доведена была в СССР до предела. Такая закрытость была характерна не только для ВС, но и в целом для общества. Это максимально способствовало четкому контролю власти над военной сферой, но практически полностью исключало общественный контроль над ВС. С этой традицией неизбежно входит в противоречие процесс демократизации армии и всего российского общества сегодня.
Выводы. Даже беглый обзор черт национального характера и политических традиций российского общества позволяет сформулировать некоторые выводы о состоянии и перспективах возможной эволюции системы военно-гражданских отношений в России:
- Система ВГО в РФ сегодня представляется достаточно устойчивой. Вооруженные Силы - надежная опора власти. Причем, чем авторитарнее по форме и содержанию эта власть, тем крепче и стабильнее система ВГО, тем послушнее армия властям.
- Во всей системе ВГО идут потенциально опасные процессы накопления проблем и трудностей. Игнорирование их со стороны правительства чревато дестабилизацией обстановки, превращением армии в орудие внутриполитической борьбы, сползанием в пропасть гражданской войны.
- Вероятность военного переворота в России крайне мала, однако опасность использования армии в борьбе за власть или с властью различными политическими силами реальна.
- Для России более актуальна не проблема гражданского контроля над ВС, а проблема ограничения стремления различных ветвей власти и политических сил втянуть армию во внутриполитическую борьбу. Это ставит проблему "защиты" армии от власти и от общества.
- Нельзя абсолютизировать влияние национального характера неполитических традиций на военно-гражданские отношения, однако следует признать важность этой проблемы. Нам представляется, что для конкретных условий современной России отечественный опыт ВГО с учетом наших национальных традиций даже более важен, чем зарубежные модели военно-гражданских отношений.