И. Попов

Борьба с терроризмом
(По американским уставам)


Примечание пост-фактум: Этот материал был подготовлен в апреле 1998 г., еще задолго до трагедии 11 сентября 2001 г. Тем не менее, я счел возможным разместить его на этом сайте без каких-либо изменений.

Терроризм в последние годы стал реальностью во многих странах, перешагнув рамки государственных границ и приобретя глобальный скоординированный характер. В настоящее время специалисты в общей сложности насчитывают в мире свыше 500 террористических организаций и групп, причем цифра эта вряд ли может считаться окончательной, ибо фактически учету могут быть подвергнуты те террористические организации, которые не скрывают факта своего существования. Взятие на вооружение методов терроризма преступным миром, "теневыми" экономическими структурами, наркомафией и т.д. неимоверно затрудняют какую-либо статистику.

Борьба с терроризмом в разных его формах объявлена одной из важнейших задач обеспечния национальной безопасности США, однако до 1980 г. там даже не предпринимали каких-либо усилий для сбора информации по терроризму. И лишь в 1981 г. президент Р. Рейган изменил такое положение - он поручил государственному департаменту, ЦРУ и ФБР объединить политические, разведывательные и контрразведывательные ресурсы для борьбы с террористами и повстанческими движениями.

В современных США противодействие терроризму и борьба с ним осуществляются на основе тщательно отработанных и прошедших практическую обкатку уставов и наставлений. Среди них выделяются "Полевой устав сухопутных войск США FM 7 - 98. Операции в конфликтах низкой интенсивности" (1992 г.), "Полевой устав FM 19 - 15. Гражданские беспорядки" (1985 г.)и другие ведомственные документы.

Терроризм определяется в уставных документах вооруженных сил США как "незаконное использование или угроза силой, насилие над людьми или собственностью для принуждения или устрашения правительства или общества, часто для достижения политических, религиозных или идеологических целей".

Деятельность террористов не совпадает с правилами или законами военных действий. Их методы включают взятие заложников, налеты, саботаж, убийства, поджоги, ложные тревоги, бомбардировки, рейды, захваты, использование ядерного, биологического, химического оружия и т.д. Жертвы терроризма часто не участвуют в борьбе - это лица или места, являющиеся символами власти, важные политические или военные деятели. Жертвы часто не играют никакой роли в причинах или в удовлетворении требований террористов.

Общая стратегия террористов - провести акты насилия. Эти акты привлекают внимание людей, правительств и всего мира к их делам. Средства массовой информации играют решающую роль в этой стратегии, поскольку привлекают к террористам международное внимание. Опасность состоит в том, что это внимание может вдохновлять на акты терроризма новые группы террористов. Жертвы террористов редко являются их конечными целями. Чаще всего ими бывает все население, правительство или сектор бизнеса.

По оценкам американских военных специалистов, сегодняшние террористические группы не действуют в одиночку и независимо. Существует международная сеть, что обеспечивает большие выгоды тем, кто оплатил свое "членство". Скоординированность террористических акций в глобальном масштабе и распространение терроризма практически во всех регионах мира подтверждает эту мысль.

Американские специалисты по борьбе с терроризмом выделяют целый спектр целей, которые ставят перед собой террористы.

а. Ближайшие цели:
  • 1) Получить всемирную, национальную или местную изветсность своих намерений.
  • 2) Вызвать реакцию, ответные действия и репрессии правительственных сил, которые немедленно приведут к их общественному осуждению.
  • 3)Вредить, ослаблять или беспокоить правительственные военные или другие силы безопасности.
  • 4) Получить деньги или снаряжение.
  • 5) Показать неспособность правительства защищать граждан.
  • 6) Дезорганизовать или разрушить главные средства передвижения или связи.
  • 7) Продемонстрировать силу или реальность своей угрозы.
  • 8) Отменить или отложить принятие решений или законодательных актов.
  • 9) Вызвать забастовки или замедление темпов работы.
  • 10) Дискредитировать инвестиции зарубежных стран или их программы помощи.
  • 11) Освободить заключенных.
  • 12) Отомстить за что-то.

    б. Дальнейшие цели:
  • 1) Вызвать драматические изменения в правительстве, такие как революция, гражданская война или война между нациями.
  • 2) Подорвать и дискредитировать установленную инфраструктуру в целях поддержки мятежников.
  • 3) Влиять на принятие решений полицией на местном, национальном или международном уровне.
  • 4) Получить политическое признание в виде законного органа, представляющего этническую или национальную группу.

    Цель борьбы с терроризмом - защитить объекты, сооружения, индивидуумов от угрозы терроризма. Борьба с терроризмом включает в себя как антитеррористические, так и контртеррористические акции. Планирование должно обеспечивать скоординированные действия до, во время и после случаев терроризма.

    Меры по предупреждению терроризма в отношении воинских частей и учреждений США как внутри страны, так и за рубежом делятся на активные и пассивные. Американские специалисты классифицируют меры безопасности в этой сфере на три группы: материальную, операционную безопасности и безопасность личного состава.

    Безопасность личного состава предполагает обеспечение личной безопасности всех военнослужащих, гражданского персонала, членов семей военнослужащих на различных военных, промышленных и иных объектах. Террористы могут заранее выбрать заводы или другие учреждения в качестве целей для минирования,поджога, похищений или убийств.

    Меры по предупреждению таких актов следующие:
    1.Круглосуточный контроль уязвимых мест и кабинетов руководства.
  • Закрыть прямой доступ к уязвимым местам - наиболее вероятным целям террористов.
  • Не располагать кабинеты руководства на первом этаже.
  • Оборудовать входы в уязвимые места и к руководству ручными средствами сигнализации.
  • Иметь список всего личного состава, сопровождать гостей.
  • Определить личному составу, несущему непосредственную охрану, контрольные зоны для ежечасного обхода.
  • Запирать на замки все туалеты на этажах, чтобы уменьшить зону доступа для посторонних.
  • Запирать двери в помещения для сторожей и другие подстобные помещения.
  • Запирать двери с оборудованием для телефонной связи и щитовыми электрооборудования.
    2. Определить внутри здания комнату безопасности на случай нападения террористов, но не называть ее так вслух.
    3. Создать запасы материальных средств, аптечку, запасы продовольствия (сухой паек), постельные принадлежности и осветительные приборы на случай чрезвычайных ситуаций. Информировать командование о местах хранения чрезвычайных запасов, запасных выходах и путях эвакуации.
    4. Ограничить доступ личного состава к биографическим данным руководства, так как этой информацией могут воспользоваться террористы при выборе жертв, выявлении членов их семей или мест жительства.
    5. Иметь парковки высшего руководства с идентификацией не по имени, а по номеру автомобиля.
    6. Ограничить информацию о передвижениях и планах командования.
    7. Увеличить воздействие мер защиты командования и высшего руководства, вменяя им:
  • Не выделяться из окружения.
  • Учиться распознавать признаки наблюдения неизвестными лицами.
  • Использовать простые, эффективные кодовые сигналы поведения для предупреждения семей или подчиненных о физической угрозе.
  • Добираться до работы и домой различными маршрутами.
  • Проверять автомобиль перед началом движения.
  • Использовать бронежилеты.
  • Избегать мест, которые потенциально являются целью террористов.
  • Ездить с закрытыми окнами и заблокированными дверями.
  • Знать основные фразы на местном языке.
  • Внимательно проверять всех лиц из числа местных жителей, помогающих по хозяйству.
  • Знать приемы террористов и методы их действий.
  • Проводить разведку маршрутов, чтобы избегать подозрительных районов возможного появления террористов при выезде в новые места (рестораны, отели, магазины и т. д.).

    В зависимости от обстановки и на основе имеющейся информации о наличии угрозы терроризма военным объектам американское командование выделяет четыре уровня террористической угрозы:

    Уровень "Альфа" (низкий), когда природа и размах возможных террористических действий непредсказуем.

    Уровень "Браво" (средний), когда угроза терроризма возросла и более предсказуема, хотя никакой конкретной угрозы не выявлено.

    Уровень "Чарли" (высокий), когда террористический акт совершен или получены разведывательные данные о том, что он подготовлен.

    Уровень "Дельта" (неизбежный), когда акт терроризма совершен в близлежащем районе или разведка получила сведения, что террористический акт, по всей видимости, будет направлен против определенного района.

    США неоднократно приходилось реально сталкиваться с проявлениями терроризма в самых крайних его формах. 20 сентября 1984 г. мусульманскими террористами был произведен теракт в посольском комплексе США в пригороде Бейрута. От взрыва грузовика, начиненного 200 кг тротилла погибло 23 человека, среди раненых оказались американский и британский послы.

    Терроризм в отношении американских граждан в различных "горячих точках" за рубежом в последние годы дополнился "взрывом" террористической активности на территории самих США. К наиболее драматическим событиям можно отнести взрыв Международного торгового центра в Нью-Йорке в феврале 1993 г., взрыв административного здания в Оклахоме в апреле 1995 г., террористическую акцию на Олимпийских играх 1996 г. в Атланте.

    Самой страшной трагедией для американского общества стала террористическая акция в городе Оклахома 19 апреля 1995 г. В 9.02 утра возле федерального здания, где размещались офисы большинства местных органов власти, произошел взрыв, в результате которого погибло 168 человек и было ранено свыше 500 человек.

    Сразу же после взрыва Федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям FEMA запросило содействия от сухопутных войск США. Сотни военнослужащих регулярных войск, Национальной гвардии и резерва были выделены в помощь местным органам для ликвидации последствий взрыва и спасения пострадавших. Войска оказывали медицинскую помощь нуждающимся, среди военнослужащих развернулась массовая кампания по сдаче крови. Инженерные войска выделили специальную группу из 4 военнослужащих, оснащенную современнейшей специальной техникой по поиску выживших под обломками людей. В операции по ликвидации послдствий трагедии приняли участие 368 национальных гвардейцев Оклахомы.

    Расследования по делу взрыва в Оклахоме высветили множество проблем, стоящих ныне перед американским обществом. Одновременно американские специалисты, по сообщениям средств массовой информации, вышли на "ирландский" след: детонатор для взрывного устройства по некоторым признакам был предоставлен Ирландской республиканской армией.

    Реальностью сегодняшних США стало резкая активизация деятельности экстремистских организаций различного толка. К ним относятся отряды милиции в ряде штатов, Ку-Клукс-Клан, неонацисты, "бритоголовые" и т.д. В своем абсолютном большинстве - это расистские подпольные группы и организации, проповедующие или практикующие методы терроризма в своей деятельности. По данным газеты американских ВВС "Air Force Times", в США насчитывается 55 "чисто" расистских групп Ку-Клукс-Клана, 39 неонацистских групп, 25 групп "бритоголовых" и десятки других групп и организаций экстремистского толка.

    Милиция - своеобразные "патриотические" организации США - представляет собой вооруженные и построенные по военному образцу отряды, исповедующие идеи расового, политического и духовного превосходства американцев. Милиция регулярно проводит свои военные сборы и учения с боевой стрельбой, действуя, в принципе, в согласии с местным законодательством штатов. В политической практике США последних лет милиция нередко оказывалась втянутой в мелкие и крупные террористические акции, включая взрыв в Оклахоме в 1995 г.

    В связи с участившимся случаями проявлений терроризма в отношении американских вооруженных сил, в них стали создаваться антитеррористические структуры. Их главная цель - заблаговременное и тщательное планирование, подготовка и реализация антитеррористических мероприятий.

    В ходе исследования природы терроризма и методов борьбы с ним важную с практической точки зрения разработку осуществила Школа военной полиции сухопутных войск США. Ее модель антитеррористических действий включает семь компонентов:
  • ведение разведки;
  • анализ и оценка вероятной угрозы совершения теракта;
  • обеспечение личной безопасности военнослужащих и гражданского персонала министерства обороны;
  • охрана материально-технических средств, оружия и военной техники;
  • охрана самого военного объекта;
  • распределение юридической ответственности между органами и должностными лицами;
  • действия в кризисной ситуации, то есть после совершения террористического акта или в случае возможности такового.

    Ведение разведки включает сбор, накопление, анализ и доведение до соответствующих командных инстанций всех данных, касающихся возможных терактов. По мнению американских военных специалистов, учет разведсведений одновременно с анализом политической, экономической и социальной обстановки позволяет прогнозировать степень угрозы в отношении определенного военного объекта в конкретном регионе.

    Анализ и оценка вероятной угрозы производится прежде всего для определения возможности совершения теракта на основе разведданных, а также степени уязвимости наиболее вероятного объекта нападения и вскрытия его слабых мест, что может быть использовано террористами.

    Обеспечение безопасности предусматривает планирование мероприятий по личной безопасности военнослужащих и гражданских служащих министерства обороны, охране оружия и военной техники, материально-технических средств, инфраструктуры военного объекта и сокрытию его предназначения. К их числу относятся создание системы охранной сигнализации и предупреждения; обеспечение освещения; перекрытие доступа на территорию объекта; организация дополнительной охраны территории и инфраструктуры, подготовка к необходимым действиям и информирование личного состава относительно возможных террористических акций; засекречивание средств связи и контроль за их использованием; соблюдение режима секретности.

    Распределение юридической ответственности за антитеррористские действия между соответствующими органами и должностными лицами требует четкого знания и исполнения ими функциональных обязанностей в рамках положений законодательства по борьбе с терроризмом. По взглядам американских правоведов, это обеспечивает законность антитеррористической деятельности вооруженных сил.

    Планирование действий в кризисных ситуациях предусматривает прежде всего создание группы кризисного управления (ГКУ). При этом проводятся следующие мероприятия: назначается должностное лицо, принимающее решения и несущее ответственность за действия этой группы; определяется численность и обязанности ее личного состава; специалисты ГКУ готовятся к выполнению своих функций при стрессовых ситуациях. Кроме того, разрабатываются планы действий в чрезвычайных условиях в дополнение к повседневной деятельности войск.

    Группу кризисного управления, как правило, возглавляет командующий объединением или командир соединения, в отношении которого осуществлен теракт. Если же он направлен против американского военного объекта, расположенного на территории другого государства, то ГКУ устанавливает связь с госдепартаментом США и представителем страны пребывания.

    Основными элементами ГКУ являются группа управления и группа оперативного реагирования.

    Группа управления в оперативном отношении подчиняется командиру части и взаимодействует с представителями ФБР. Ее возглавляет начальник военной полиции, назначаемый командиром. Группа включает представителей различных структур штаба части: разведки, тыла, военных юристов, медиков, связи с авиацией,промышленностью, гражданской общественностью, а также капелланов. Эти представители консультируют командира ГКУ по тем вопросам, которые входят в их компетенцию и оказывают необходимую помощь группе оперативного реагирования.

    Группа оперативного реагирования, возглавляемая заместителем начальника военной полиции, включает шесть целевых подразделений. Непосредственный контакт с террористами и действия против них ведут подразделения первоначального реагирования (полицейские посты и патрули), подразделения обеспечения безопасности района, где имела место теракция, и команда специального реагирования.

    Подразделение обеспечения безопасности действует в непосредственном контакте с террористами. Основными его задачами является сдерживание развития кризисной ситуации, а также передача полученной информации командиру ГКУ и руководителю переговоров с террористами. Первоначально подразделение ведет сдерживающие действия, переходя к активным лишь при получении приказа от командира группы оперативного реагирования после утверждения его командиром ГКУ.

    Активные действия могут включать: химическую атаку (с использованием нетоксичных отравляющих веществ), ве дение снайперского огня, штурм здания или другого объекта, захваченного террористами, с использованием вертолетов и бронетанковой техники, а также осуществление операции по освобождению заложников, эвакуацию гражданских лиц, не имеющих отношения к теракту.

    В США понимают, что в любых антитеррористических операциях очень много зависит от превентивных мер правительства и способности государства предупредить возможные террористические акции.

    Наглядный пример превентивных мер американских властей в борьбе с терроризмом - Олимпийские игры 1996 г. в Атланте. Предвидя возможные террористические акции в отношении как спортсменов, так и зрителей Олипиады, в военном ведомстве США была создана система военной поддержки этого мероприятия. Министр армии был назначен главным координатором всех программ поддержки Олимпиады со стороны министерства обороны США. В его распоряжение была выделена смешанная группировка войск регулярных вооруженных сил и подразделений Национальной гвардии общей численностью от 8 до 10 тыс. человек. Основной задачей военной поддержки являлась помощь патрульной полиции штата Джорджия, полицейскому управлению города Атланта и другим правоохранительным органам в поддержании порядка и обеспечении безопасности игр. Однако даже все эти меры, к сожалению, не смогли гарантировать полную безопасность зрителей.

    Американский опыт борьбы с терроризмом положен в основу антитеррористической стратегии многих государств. В соответствии с программой содействия антитеррористической деятельности госдепартамента США американские специалисты министерств обороны, юстиции, транспорта и финансов, а также ЦРУ с 1983 г. ведут подготовку специальных антитеррористических подразделений и специалистов из других государств. К 1995 г. в рамках этой программы получили специальную подготовку 16 тыс. человек из 83 иностранных государств. По мнению американских специалистов, такая практика может содействовать скоординированным международным акциям по предотвращению актов терроризма и борьбе с организованной террористической деятельностью международного масштаба.

    Вернуться на предыдущую страницу
    ©2008 Igor Popov

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
    счетчик посещений