И.М. Попов

Из России - с любовью.
"Шпионский" скандал или спецоперация НАТО против России

В начале мая 2009 г. МИД РФ объявил о своем "вынужденном" решении "в ответ на недружественный акт со стороны НАТО" выслать из Москвы Директора Информационного бюро НАТО г-жу Изабель Франсуа и ее заместителя Марка Опгенорта. Этот шаг был мотивирован необходимостью адекватно отреагировать на высылку из Брюсселя двух российских дипломатов, которых в Брюсселе заподозрили в ведении разведывательной деятельности против НАТО. Такова общая канва сюжета.

Сразу расставим все точки над "и". Тот факт, что ВСЕ дипломаты так или иначе занимаются разведкой, не известен только наивным дилетантам и школьникам младших классов. Дипломатия - по своей сути и есть политическая разведка. Иными словами, любого дипломата можно объявить персоной нон-грата только на том основании, например, что он задал "подозрительный" вопрос или слишком внимательно читал прессу страны пребывания. Логика простая: если иностранный дипломат чем-то интересуется, он - шпион!

По сложившейся практике, истории о дипломатах-шпионах возникают не случайно, а всегда инициируются в нужное время и неизбежно вызывают ответные "зеркальные" меры партнера. За такими "дипломатическими поддавками" стоят определенные политические, стратегические интересы.

В этом смысле в недавнем российско-натовском скандале, как представляется, нет ничего экстраординарного. Но это только на первый взгляд! Если подойти к анализу всей истории более внимательно, то неизбежно возникают некоторые вопросы…

Был ли скандал шпионским?

НАТО намеренно спровоцировала и предала огласке высылку двух российских дипломатов из Брюсселя. Незадолго до этого в Эстонии всплыл "шпионский" скандал, связанный с именем Хермана Сима, высокопоставленного сотрудника минобороны этой балтийской страны, который, якобы, работал на российскую разведку. Что интересно, связь между шпионским скандалом в Эстонии и российскими дипломатами в представительстве РФ при НАТО никто и не доказывал. Эти два события на Западе просто "увязали" друг с другом. Но даже если предположить, что российские дипломаты действительно работали на спецслужбы, их высылку можно было бы организовать по-иному. Ведь Россия официально числится в качестве партнера НАТО, и любые щекотливые проблемы можно было бы решить по-партнерски, за закрытыми дверями важных кабинетов. Примерно так, как это иногда делают США и Израиль.

Предоставив объективную информацию на подозреваемых в шпионаже дипломатов, Брюссель вынудил бы Москву оперативно убрать своих "проколовшихся" сотрудников и более того, мог бы рассчитывать на извинения с нашей стороны. Это - общепринятая практика, естественно, если бы Брюссель был заинтересован в сохранении хороших партнерских отношений с Москвой. Реальность свидетельствует, что НАТО была заинтересована в обратном.

Кто виноват?

Странная история со взаимной высылкой дипломатов, изменившая алгоритм взаимоотношений России и НАТО, окутана тайной. На официальном сайте НАТО (на английском и русском языках) появилась лишь короткая информация под нейтральным заголовком: "Заявление генерального секретаря НАТО о действиях России". В этом заявлении дословно указывается: "Российская мера очень досадна и контрпродуктивна с точки зрения наших усилий по восстановлению диалога и сотрудничества с Россией. Поэтому НАТО очень сожалеет о действиях России и считает, что никаких оправданий для них нет". Не очень многословен, как мы знаем, был и МИД РФ, заявивший о "вынужденном" характере своего решения. Канадский МИД, дипломаты которого оказались "крайними", выразил свое естественное недоумение принятым на Смоленской площади решением.

Есть, кстати, еще и четвертая сторона - МИД Бельгии, которая почему-то оказалась в стороне. Однако именно МИД Бельгии лишил аккредитации двух российских дипломатов в НАТО Виктора Кочукова и Василия Чижова. Заметим, что лишение дипломатической аккредитации находится вне компетенции НАТО, почему же тогда российский ответный шаг не был зеркально направлен против Посольства Бельгии в Москве?

Создается впечатление, что мы присутствуем на каком-то спектакле дипломатического абсурда: все его участники сожалеют о случившемся, но, тем не менее, вынуждены четко исполнять заранее расписанные роли. Сюжетная линия запутана до предела, и виноватых не найти. В связи с этим возникает только один вопрос: "Кому выгодно осложнение отношений между Россией и НАТО?"

Насколько адекватен российский ответный шаг?

Постоянное представительство РФ при НАТО по штату имеет в своем составе полсотни человек, включая 25 дипломатов и 11 сотрудников Минобороны. Возглавляет наше представительство Д.О. Рогозин, получивший в апреле с.г. ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла. Само постпредство является полномочным дипломатическим представительством Российской Федерации при этой международной организации.

С НАТО все не так. Дипломатического представительства Североатлантического союза в России просто не существует! Североатлантический союз - это международная организация государств, у нее нет и не может быть дипломатического представительства. Говорить о "зеркальном ответе", таким образом, не совсем корректно.

В Москве функционируют два офиса НАТО: Информационное бюро НАТО, являющееся подразделением управления общественной дипломатии штаб-квартиры Североатлантического союза, и Военная миссия связи, отвечающая за официальные контакты блока с российскими военными.

По штату, Информационное бюро НАТО в Москве имеет всего двух сотрудников НАТО и несколько технических должностей, занимаемых российскими гражданами. Эти два сотрудника - Директор и заместитель директора - как раз и оказались своеобразными "козлами отпущения". Еще раз подчеркнем, что Информбюро НАТО является подразделением управления общественной дипломатии и имеет задачу "распространения информации о НАТО и о развитии отношений НАТО с РФ".

Далее, российский "зеркальный ответ" предусматривает чисто арифметический подход: око за око… Если же применить процентный подход, то получается, что НАТО выслала 13% от общего числа наших дипломатов, а мы выслали 100% натовских чиновников. Тогда НАТО должна в ответ выслать всех наших дипломатов. Абсурдная логика. В связи с этим возникает один закономерный вопрос, а как бы мы симметрично ответили на высылку, например, трех наших дипломатов? Вопрос, что называется, интересный…

Самое главное: высылка двух натовских чиновников в ответ на высылку двух российских дипломатов, как представляется, не является единственным возможным вариантом действий. В ответ на недружественную акцию НАТО, тем более, что Москва сочла предлог Брюсселя явно надуманным, можно было бы ограничить или даже временно свернуть деятельность Постоянного представительства РФ при НАТО. Может быть, временно отозвать нашего Постоянного представителя. В знак протеста против грубой и провокационной акции НАТО! Но ведь мы этого не сделали, предпочтя иной - жесткий - вариант. Мы сохранили свою миссию в НАТО, а вот натовцев из Москвы демонстративно выгнали.

Почему осложнились отношения России и Канады?

"Дипломатические поддавки" в российско-натовских отношениях серьезным образом осложнили отношения России с Канадой. Так получилось, что оба сотрудника Информационного бюро НАТО в Москве были канадцами. Директор офиса Изабель Франсуа провела в Москве почти 5 лет, а ее заместитель Майкл Опгенорт прибыл в Москву незадолго до скандала. Конечно, в штаб-квартире НАТО сделали странный шаг, прислав на должность заместителя директора еще одного гражданина Канады. Почему в штаб-квартире НАТО было принято столь странное решение, остается загадкой.

Формально, кадровые решения принимаются в Североатлантическом союзе по итогам соответствующего конкурса. И все же, конкурс - конкурсом, но иногда должна работать и формальная логика: назначать в одно подразделение международной организации представителей одного государства вряд ли можно считать продуманным шагом. Ведь никто из европейских государств НАТО не претендует на должность главкома Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе, ибо все знают, что эта должность "закреплена" за американцами. Кстати, те же американцы не претендуют на должность Генсека НАТО: им может быть только европеец. Естественно, нигде эти правила черным по белому не прописаны, но подразумеваются. Ведь по понятиям живут не только в России…

Высылка из Москвы двух канадских граждан, занимающих важные должности в НАТО, в глазах канадской стороны выглядит как провокация. Оба сотрудника одновременно числились на должностях атташе Посольства Канады в Москве и имели дипломатический статус. Именно поэтому российское решение о лишении их аккредитации было вручено на Смоленской площади Послу Канады лично. Получается, российский ответ НАТО ударил по нашим отношениям с Канадой. Кто в этой ситуации выиграл? Явно - не Россия и не Канада.

Почему шпионский скандал возник именно сейчас?

В последнее время внутри НАТО все громче раздаются голоса противников развития отношений с Россией. Неудачи с ускоренным приемом в эту организацию Украины и Грузии увязываются, в том числе, и с негативной позицией России. Антироссийские настроения в Североатлантическом союзе подогреты событиями в Южной Осетии в августе 2008 г. Антироссийски настроенные силы внутри НАТО не хотели также допустить "перезагрузку" отношений России и США в связи с приходом в Белый дом в Вашингтоне администрации президента Б. Обамы.

Кроме того, сама НАТО в настоящий момент переживает переходный период, связанный со сменой Генерального секретаря. На последнем саммите НАТО в апреле с.г. новым генсеком вместо уходящего Яапа де Хооп Схеффера избран датский премьер-министр Андерс Фог Расмуссен. Похоже, противникам России в НАТО нужно было торопиться, чтобы провести операцию по дискредитации России до официального вхождения в должность нового генсека. Начинать деятельность руководителя НАТО со скандала с Россией А. Расмуссен вряд ли захотел бы. В то же время, кризис в российско-натовских отношениях сегодня дает последнему возможность проявить себя на новом посту, выступив с некой конструктивной позицией по урегулированию отношений с Россией…

А не был ли дипломатический скандал спецоперацией НАТО?

НАТО сознательно спровоцировала кризис во взаимоотношениях с Россией и умело направила его по выгодному для себя руслу. В Брюсселе, очевидно, учли темперамент российского представителя при НАТО Д. Рогозина и, как представляется, подталкивали его к тому, чтобы ответ Москвы на провокацию Запада был достаточно жестким. Другими словами, если бы Россия приняла иные, более мягкие ответные меры, а не высылку двух сотрудников из Информационного бюро НАТО в Москве, Брюссель был бы разочарован.

Фактически, антироссийски настроенные силы внутри НАТО руками российской стороны провели спецоперацию, имевшую две главных цели: дискредитацию России как партнера и устранение с должности директора Информационного бюро НАТО в Москве Изабель Франсуа, позиция которой не устраивала те силы внутри НАТО, которые продолжают смотреть на Россию как на потенциального противника.

Кому мешала Изабель Франсуа?

Высылка из Москвы директора Информационного бюро НАТО в Москве Изабель Франсуа позволила убрать с этого важного поста деятеля, относящегося с симпатией и уважением к России и русской культуре. Она сыграла огромную роль в укреплении взаимосвязей между НАТО и Россией на различных уровнях. Своей искренностью, позитивным оптимизмом и огромной симпатией к России Изабель Франсуа снискала уважение в Государственной Думе и Совете Федераций, МИДе и Министерстве обороны РФ, российском экспертном сообществе и среди студенческой молодежи. Ее хорошо знали в разных регионах России, где она неоднократно выступала на конференциях и круглых столах. Г-жа И. Франсуа проработала на этой должности почти 5 лет и лично сделала за это время очень много для развития отношений между Россией и НАТО, между Россией и странами Запада в целом.

В ее лице, к большому сожалению, мы потеряли нашего друга. А в штаб-квартире НАТО, и это не секрет, не так много наших друзей. Поэтому вдвойне обидно за такие последствия российско-натовского скандала.

Свято место пусто не бывает. На должность директора Информационного бюро НАТО прибудет, очевидно, новый чиновник. Вот только будет ли он настроен столь же позитивно в отношении России, как его предшественница?

Высылка Изабель Франсуа из Москвы, естественно, не означает крест на ее личной карьере. Ее карьерный потенциал далеко не исчерпан. Возможно, ей уготована новая ответственная должность в структурах НАТО. По крайней мере, ее опыт и знания, приобретенные за годы службы в Москве, являются уникальными, и для НАТО не использовать это было бы неразумным.

Если же карьера в НАТО ей по каким-либо причинам покажется не столь привлекательной, она может претендовать на высокие должности в канадском МИДе или Министерстве обороны Страны кленового листа. Профессионал такого уровня будет "находкой" для внешнеполитического ведомства Канады. Изабель Франсуа - это дипломат, чувствующий себя в структурах НАТО как рыба в воде, и одновременно крупный знаток России. Вряд ли будет нереальным предположение, что через какое-то время И. Франсуа может занять должность или посла Канады в России, или посла (постоянного представителя) Канады в НАТО.

Другими словами, Изабель Франсуа может вновь появиться в Москве в новой должности, в новом качестве. Мы можем только пожелать: дай Бог, чтобы она не держала обиды и вернулась в Россию с легким сердцем.

К вопросу о равноправии…

Отношения России с НАТО - сложный и многоплановый процесс, который никак нельзя назвать однозначным. Слишком много политических сил задействовано в его развитии, слишком разнообразны их интересы и политические устремления. Именно поэтому мы являемся свидетелями череды черных и белых полос в этих взаимоотношениях. Именно поэтому и в Брюсселе, и в Москве на самом высоком уровне раздаются то призывы к развитию сотрудничества, то звучат угрозы в духе риторики "холодной" войны.

Мы нередко забываем об имманентно неравнозначном и неравноправном характере наших отношений с НАТО. Североатлантический союз - это международная организация европейских государств, США и Канады. Как могут быть равноправными отношения России, например, с ЮНЕСКО? Мы можем или входить в эту структуру ООН и работать в ней, или не входить в нее и работать с ней. Можно, конечно, просто игнорировать эту организацию.

Такой же алгоритм применяется для отношений России и НАТО: российские стремления к равноправию в отношениях с НАТО в глазах государств-членов этого блока просто нелогичны и непонятны. Поэтому последний дипломатический скандал в отношениях России и НАТО вызвал в официальном Брюсселе очередное недоумение.

Как бы ни была права Россия в разгоревшемся политическом скандале, мы должны отдавать себе отчет в том, что в НАТО нас не поймут и не поддержат. Ответный ход России испортил наши отношения с Канадой и в который раз в глазах Запада подорвал имидж России, по собственной инициативе добровольно вступившей в середине 90-х годов в натовскую программу "Партнерство ради мира".

Что же касается НАТО, то осложнение отношений с Россией для блока не имеет существенного значения. Более того, такая "встряска" взаимоотношений выгодна Брюсселю, оправдывая в глазах налогоплательщиков стран-членов Североатлантического союза необходимость не только сохранения, но и дальнейшего развития этого блока, обусловленного, в частности, непредсказуемостью поведения России. Следствием российско-натовского скандала неизбежно станет подрыв позиций тех сил внутри НАТО, которые относились к нашей стране с симпатией и уважением.

Похоже, спецоперация настроенных против России сил внутри НАТО удалась…

Вернуться на предыдущую страницу
Вернуться на главную страницу

©2009 Igor Popov

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
счетчик посещений