СОВЕТСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРОПАГАНДА НА ВЕРМАХТ:
НЕКОТОРЫЕ УРОКИ И ВЫВОДЫ

(Выступление на международной конференции по военной истории в августе 2003 г.)

Вторая мировая война явилась самым широкомасштабным и ожесточенным вооруженным конфликтом в истории человечества. Десятки стран мира, сотни миллионов людей оказались вовлеченными в кровавую бойню. Война носила тотальный характер, пронизывая собой не только сферу вооруженного противоборства, но и социально-экономическую структура общества, политическую и дипломатическую сферы. Война носила непримиримый идеологический характер: преступная идеология и политика фашизма бросила вызов всему мировому сообществу. Перед лицом смертельной угрозы родилась Антигитлеровская коалиция великих держав.

Агрессия фашистской Германии против Советского Союза в июне 1941 года подняла весь советский народ на борьбу с врагом. Война приобрела всенародный характер и вошла в историю нашего государства как Великая Отечественная война.

Одной из важнейших сфер советско-германского противоборства во второй мировой войне с самого начала стала битва за умы и сердца солдат и населения противостоящих сторон.

Идеология фашизма строилась на принципах человеконенавистничества, расизма, завоевания "жизненного пространства". Идеологически отравленные, одурманенные идеями арийского превосходства, уверенные в своей безусловной военной победе и слепо верящие своему фюреру немецкие солдаты пришли на советскую землю только с одной целью: убивать и грабить. Глубоко укоренившаяся в сознании фашистских солдат уверенность в своем превосходстве над "недоразвитыми" народами, к которым фашистская идеология однозначно относила евреев и славян, использовалась нацистской пропагандой для "оправдания" тех зверств, которые творили захватчики на просторах Восточной Европы и СССР.

Нацистское руководство в идейно-политической работе с германским населением четко осознавало роль и значение пропаганды. На нюрнбергском съезде нацистской партии еще в 1936 г. висел откровенный плакат: "Пропаганда помогла нам прийти к власти. Пропаганда поможет нам удержать власть. Пропаганда поможет нам завоевать весь мир".

Таким образом, на начальной стадии войны против СССР немецко-фашистские войска в морально-психологическом плане представляли собой сплоченный, единый организм, нацеленный на победу и уверенный в легкой военной победе. Из пяти с лишним миллионов солдат и офицеров вермахта, вторгшихся в пределы СССР, около трех миллионов были членами Национал-социалистической партии. Все они прошли школу фашистской молодежной организации "Гитлерюгенд".

Враг был силен и опасен.

Советское политическое руководство и военное командование придавали серьезное значение идейному противоборству на поле боя.

Осенью 1940 г. в составе политуправления РККА был создан специальный - так называемый седьмой отдел, в задачу которого входила работа по подготовке к ведению политической работы среди войск и населения противника в случае войны.

Соответствующие седьмые отдела накануне войны были созданы в политуправлениях приграничных военных округов. В штаты политотделов армий вводились седьмые отделения, а в политотделы стрелковых дивизий - старшие инструкторы по работе среди войск противника.

Седьмые отделы комплектовались высококвалифицированными специалистами: учеными-страноведами, журналистами, лингвистами, психологами. Шла напряженная информационно-аналитическая работа, изучался опыт боев как на Западе, так и на Востоке - немецко-фашистской армии и армии милитаристской Японии.

Однако, несмотря на высокий профессионализм сотрудников седьмых отделов, морально-психологическое состояние войск потенциального противника оценивалось искаженно. Явно переоценивались некоторые идеологические факторы, в частности идея солидарности трудящихся всех стран, и недооценивались успехи фашистской пропаганды внутри Германии, сплотившей широкие круги населения вокруг Национал-социалистической партии Гитлера.

Буквально накануне большой войны, 12 октября 1940 г., Главное управление политической пропаганды РККА издало директиву о ведении идеологической работы на войска противника. Стержневой мыслью в этом документе проходила идея о том, что "в деле защиты завоеваний социализма заинтересованы трудящиеся всех стран и что, следовательно, необходимо и возможно "политически отвоевать" у империалистов их собственных солдат".

Директива призывала войска готовиться к разъяснению характера и сущности захватнической войны со стороны противника; разоблачать виновников войны - руководство страны агрессора; показывать бессмысленность войны для трудящихся страны-агрессора; доносить до солдат противника правду о справедливом характере войны со стороны СССР.

Ранним утром 22 июня 1941 г. немецкие войска при поддержке авиации и артиллерии вторглись в пределы Советского Союза. Вероломное нападение Гитлера было во многом неожиданным для И.В. Сталина и советского военного командования. Застигнутыми врасплох оказались и органы, отвечавшие за ведение политической работы среди войск противника.

Через 4 дня после начала войны военно-политическое руководство СССР сформулировало и направило в войска лозунги, которые легли в основу всей политической пропаганды на войска противника. По своей сути лозунги были правильными, однако они не учитывали специфику морально-психологического состояния немецких солдат, одурманенных нацистской пропагандой и опьяненных легкой победой.

Среди появившихся тогда лозунгов были следующие:

"Немецкие солдаты! Долой развязанную Гитлером грабительскую войну! Да здравствует дружба между немецким и русским народами!"

"Немецкие солдаты! Советская Россия не посягала и не посягает на независимость и целостность Германии. Подумайте, ради чего вы проливаете свою кровь?"

"Немецкие солдаты! Запомните: уничтожение кровавого господства Гитлера и его приспешников - единственный путь к миру!"

Летом 1941 года эти лозунги просто не могли "работать". Призывы к немецким солдатам "уничтожить Гитлера и его приспешников", равно как и покончить с "развязанной Гитлером грабительской войной" не вызывали у немецких солдат ничего кроме удивления и скептической ухмылки. Здравица в честь "дружбы между немецким и русским народами" в кровавом 1941 году была вообще неуместна.

На основе выработанных наверху политических лозунгов войсковые политорганы на местах готовили листовки на солдат вермахта. В них немецких солдат призывали "переходить на нашу сторону". В одной из листовок прямо говорилось: "В мужественной борьбе против войны, против гитлеровского режима вас ожидает победа… Русский народ вам поможет. Свергайте Гитлера! Спасайте Германию!"

Эти призывы и лозунги, естественно, не могли оказать какого-либо влияния на настроения и взгляды немецких солдат летом 1941 года. Однако в стратегическом плане они были правильными. Они заложили идеологическую основу политической пропаганде и политической работе среди войск и населения Германии на протяжении всей войны.

Эти лозунги советской внешнеполитической пропаганды оставались неизменными на протяжении всей войны, и когда военно-стратегическая обстановка на фронте изменилась в пользу Красной Армии они успешно и действенно "заработали".

Перелом в морально-психологическом состоянии немецко-фашистских войск произошел уже осенью-зимой 1941 года под Москвой. Вот строки из письма одного из немецких солдат, погибшего в подмосковных снегах: "Здесь ад. Русские не хотят уходить из Москвы. Они начали наступать. Каждый час приносит страшные для нас вести… Умоляю тебя, перестань мне писать о шелке и резиновых ботиках, которые я обещал тебе привезти из Москвы. Пойми - я погибаю, я умру, я это чувствую…"

Именно под Москвой рухнул миф о непобедимости вермахта, именно под Москвой немецкая армия понесла свое первое стратегическое поражение во второй мировой войне. Москва стала критическим водоразделом и в сознании многих немцев. Впервые они задумались о будущем, впервые в их сознании зародилось сомнение. Эти настроения были немедленно вскрыты советскими специалистами и активно использовались в политической пропаганде на войска противника.

Анализ трофейных документов, в том числе писем немецких солдат, позволил советскому командованию составить динамику изменения морально-психологического состояния немецких войск в ходе битвы за Москву. Так, недовольство войной выказывали: в июне-августе 1941 г. - 18,5%; сентябре-октябре - 43%; ноябре-декабре - 77%. Доля профашистски настроенных солдат за июнь-декабрь 1941 г. упала с 20% до 10%.

Постепенно главным тезисом советской пропаганды стал призыв прекратить сопротивление и сдаваться в плен. Подкрепленные силой оружия эти тезисы действовали весьма эффективно. Однако вплоть до конца 1943 года (Сталинградской битвы) массовой сдачи в плен немецких солдат не наблюдалось. Причин тому было множество. Фашистская пропаганда действовала с высочайшей степенью эффективности, запугивая своих солдат ужасами "русского плена". Ею активно насаждался тезис "Победа или смерть!", означавший, что в случае военного поражения Германии у страны нет будущего. Помимо этого, в вермахте действовали строгие меры наказания вплоть до расстрела за попытки сдачи в плен.

Сталинградская битва, по своей ожесточенности не имевшая себе равных в мировой истории, завершилась полным разгромом мощной наступательной группировки фашистов. Только на финальной стадии битвы, в ходе операции "Кольцо" советские войска взяли в плен 91 тысячу немецких солдат и офицеров во главе с фельдмаршалом Паулюсом. 147 тысяч немецких солдат погибли под Сталинградом. Эта военная и политическая катастрофа в корне изменила морально-психологическое состояние немецких военнослужащих. Восточный фронт окончательно стал для них адом, выжить в котором не было никакой возможности.

С этого времени все более отчетливо в советской пропаганде на войска противника стал звучать призыв задуматься и в безвыходной ситуации принять единственно возможное решение - сдаться в плен, чтобы сохранить свою жизнь.

Пропагандистское воздействие на войска противника оказывалось разными средствами и способами: силами печатной, радио и устной пропаганды. Всего за годы войны советскими политорганами было подготовлено, издано и распространено 20 тысяч наименований печатных пропагандистских материалов на 20 иностранных языках общим тиражом 2 миллиарда 706 миллионов экземпляров. Кроме того, за четыре года войны было проведено свыше 1 миллиона сеансов звуковещаний на войска и население противника.

В целом, за четыре года Великой Отечественной войны родилась и окрепла советская система органов политической пропаганды на войска противника.

Около двух лет шел процесс их становления: первые ошибки и неудачи способствовали приобретению опыта и знаний. Вторые два года характеризуются значительными успехами.

Главный вывод, который очевиден из анализа опыта работы по политическому разложению противника, состоит в том, что эффективность этой деятельности напрямую зависит от успехов оружия. Морально-психологическое состояние войск противника изменялось не в соответствии с интенсивностью советского идеологического воздействия на него, а в результате поражений и военных катастроф.

В то же время, идеологическое оружие, ни в коем случае не подменяя собой реальное оружие, способно обеспечивать достижение победы меньшей кровью и с большей эффективностью.

Вернуться на предыдущую страницу

©2006 Igor Popov

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
счетчик посещений