Поэтому войну исследуют пятью элементами, ее сравнивают семью расчетами и этим определяют положение. Первое - Путь, второе - Небо, третье - Земля, четвертое - Полководец, пятое - Закон. Путь - это когда достигают того, что мысли народа одинаковы с мыслями правителя. В этом случае народ будет готов умереть и жить ради правителя, и он не будет знать каких-либо сомнений. Небо - это свет и мрак, холод и жар, порядок времени. Земля - это высокое и низкое, далекое и близкое, неровное и ровное, широкое и узкое, смерть и жизнь. Полководец - это мудрость, искренность, гуманность, храбрость, строгость. Закон - это воинский строй, командование и снабжение. Эти пять элементов известны каждому полководцу, но побеждает тот, кто усвоил их; тот же, кто их не усвоил, не побеждает. Поэтому войну сравнивают семью расчетами и этим определяют положение. Кто из правителей обладает Путем? Кто из полководцев имеет таланты? Кто использовал Небо и Землю? У кого выполняются правила и приказы? У кого войско сильнее? У кого командиры и воины лучше обучены? Кто разумно награждает и наказывает. По всему этому я узнаю, кто одержит победу и кто потерпит поражение.
Если станешь применять мои расчеты, усвоив их, ты непременно одержишь победу; я остаюсь у тебя. Если не придерживаешься моих расчетов, не усвоив их, ты непременно потерпишь поражение; я ухожу от тебя.
Если ты усвоил мои расчеты с учетом выгоды, они составят мощь, которая поможет и за пределами их. Мощь - это когда учитывают выгоду и принимают тактику.
Война - это путь обмана. Поэтому, если ты и можешь что-нибудь, показывай противнику, будто не можешь; если ты и пользуешься чем-нибудь, показывай ему, будто ты этим не пользуешься; хотя бы ты и был близко, показывай, будто ты далеко; хотя бы ты и был далеко, показывай, будто ты близко; заманивай его выгодой; приведи его в расстройство и бери его; если у него все полно, будь наготове; если он силен уклоняйся от него; вызвав в нем гнев, приведи его в состояние расстройства; приняв смирный вид, вызови в нем самомнение; если его силы свежи, утоми его; если у него дружны, разъедини; нападай на него, когда он не готов; выступай, когда он не ожидает. Все это обеспечивает воителю победу; однако нельзя заранее указать какой-либо прием.
Вообще, кто еще до сражения предварительным расчетом побеждает, у того много шансов на победу; кто еще до сражения предварительным расчетом не побеждает, у того мало шансов на победу. У кого шансов много - побеждает; у кого шансов нет вовсе. Поэтому для меня - при виде этого одного - уже ясны победа и поражение.
Если ведут войну, надо добиться быстрой победы; если ведут войну и победа надолго задерживается, то войско утомляется и острия обламываются; если осаждают крепость, силы истощаются; если войско надолго оставляют в поле, - средств у государства не хватает. Когда же войско утомится и острия обломаются, силы подорвутся и средства иссякнут, то князья, воспользовавшись случаем, поднимутся на тебя. Пусть тогда у тебя и будут мудрые советники, после этого ничего поделать не сможешь. Поэтому на войне о быстроте победы слышат даже при неискусности ведения ее и не видят успеха в продолжительности, даже когда ее искусно ведут. Никогда не имелось случая, когда бы война продолжалась долго и это было бы выгодно государству. Поэтому, кто не понимает всего вреда, наносимого войной, тот не может глубоко понять всю выгоду от войны.
Тот, кто умеет вести войну, два раза набора на военную службу не производит, три раза провианта не грузит; военное снаряжение берет у всего государства, провиант берет у противника. Поэтому у него пищи для войска вполне хватает.
Во время войны государство беднеет от того, что войско выступит в поход и провиант для войска возят издалека. Когда провиант нужно возить далеко, дворянское сословие беднеет. Те, кто находится поблизости от войска, все продают дорого, средства у государства истощаются. Когда же средства у государства истощаются, тогда в домах населения становится пусто. В результате чего имущество у дворян уменьшается на семь десятых. Имущество правителя: на разбитые телеги, изнуренных коней, латы, шлемы, стрелы, луки, пики, большие и малые щиты, волы и повозки - все это уменьшится на шесть десятых.
Поэтому умный полководец старается кормиться за счет противника. Один Чжун пищи, взятой у противника, соответствует двадцати Чжун своей; один Дань фуража, взятый у противника, соответствует двадцати Дань своего.
Поэтому, чтобы войско мужественно сражалось, надо пылать ненавистью к противнику; чтобы захватить богатства противника, надо награждать воинов средствами. Если во время ведения боя колесницами захватят десять и более колесниц, награждай тех, кто первый из захватил. Знамена на захваченных колесницах замени своими и используй эти колесницы вместе со своими. С пленными воинами обращайся хорошо и проявляй заботу о них. Это и называется: победить противника и увеличить свои силы.
Война ценит победу и не уважает продолжительность.
Поэтому полководец, понимающий сущность войны, управляет судьбой народа и является владыкой безопасности государства.
Поэтому высшее искусство войны - разрушить планы войны у противника; на следующем месте - расстроить его союзы; на третьем месте - разбить его войско; самое худшее - осаждать крепость. По правилам осады крепости такая осада должна производиться лишь тогда, когда это неизбежно. На изготовление больших щитов, осадных колесниц, на заготовку различного военного снаряжения потребуется три месяца; для возведения насыпей вокруг стен еще потребуется три месяца. Однако полководец, не преодолев свое нетерпение, бросает своих воинов на приступ подобно стае муравьев и поэтому теряет одну треть своих воинов, и все же крепость остается не взятой. Таковы пагубные последствия осады.
Поэтому тот, кто искусно ведет войну, покоряет чужое войско без сражения, захватывает чужие крепости без осады, сокрушает чужие государства без длительных кампаний. Непременно сохранив все в целости, он борется за господство в Поднебесной. Поэтому не прибегая к войне, можно иметь выгоду. Это и есть правило наступления военной хитростью.
Поэтому существует правило ведения войны - если твои силы в десять раз превосходят противника, то нужно окружить его; если твои силы в пять раз превосходят, нужно атаковать противника; если твои силы в два раза больше сил противника, нужно искусно вести бой; при равенстве сил нужно разделить силы противника на части; если у тебя сил меньше, нужно обороняться; если твои силы уступают противнику во всех отношениях, сумей уклониться от боя. Поэтому и небольшие силы могут вести упорную борьбу, но все же они могут оказаться пленниками более крупных сил противника.
Полководец для государства все равно, что крепление у повозки: если это крепление пригнало плотно, государство непременно бывает сильным; если крепление разошлось, государство непременно бывает слабым.
Поэтому войско страдают от своего государя в трех случаях:
Когда он, не зная, что войско не может наступать, приказывает ему наступать; когда он, не зная, что войско не должно отступать, - приказывает ему отступать. Это означает, что он связывает войско.
Когда он, не зная существа дел войска, вмешивается в его повседневные административные дела; тогда командиры в войсках приходят в растерянность.
Когда он, не зная тактики войска, вмешивается в управление войском; тогда командиры в войсках приходят в смятение.
Поскольку в войсках появятся растерянность и смятение, то этими затруднениями воспользуются князья. Это означает дезорганизовать свои войска и отдать победу противнику.
Поэтому имеется пять условий, определяющих победу: побеждает тот, кто знает, когда можно сразиться и когда нельзя; побеждает тот, кто умеет руководить и большими и малыми силами; побеждает тот, у кого сверх донизу существуют единые желания; побеждает тот, кто проявляет осторожность и ожидает неосторожности противника; побеждает тот, у кого полководец талантлив и государь не вмешивается в его управление. Эти пять условий и есть знания пути победы.
Поэтому и говорится: если знаешь его и знаешь себя, проводи хоть сто сражений, и ты будешь непобедим; если знаешь его и не знаешь себя, один раз победишь, другой раз потерпишь поражение; если не знаешь ни себя, ни его, каждый раз, когда будешь сражаться, будешь терпеть поражение.
Непобедимость есть оборона; возможность победить есть наступление. Когда обороняешься, значит у противника есть в чем-то недостаток. Тот, кто хорошо обороняется, скрывается под низом девятой земли; тот, кто хорошо наступает, действует как с девятого неба. Поэтому они умеют себя сохранить и в то же время одерживают полную победу.
Тот, кто видит победу не более чем прочие люди, не лучший из лучших. Когда кто-либо, сражаясь, одержит победу и в Поднебесной скажут: "хорошо", это не будет лучший из лучших. Когда поднимают легкое перышко, это не считается большой силой; когда видят солнце и луну, это не считается острым зрением; когда слышат раскаты грома, это не считается острым зрением; когда слышат раскаты грома, это не считается тонким слухом. В древности говорили о том, кто хорошо сражался и побеждал, когда легко побеждать. Поэтому, когда хорошо сражавшийся побеждал, у него не оказывалось ни выдающейся победы, ни прославленного имени, ни геройских подвигов. Его сражения и победы- результат того, что он не делал ошибок. Тот, кто не делает ошибок, - все предпринятое им непременно дает победу. Он побеждает уже побежденного. Поэтому тот, кто хорошо сражается, занимает такое положение, когда поражение невозможно, и не упускает момента для нанесения поражения противнику. Вот поэтому войско, которое должно победить, ищет сражения лишь после того, когда победа обеспечена; войско, обреченное на поражение, сначала сражается, а потом ищет победы. Кто искусно ведет войну, тот осуществляет Путь и соблюдает Закон. Поэтому он может управлять победой и поражением.
Согласно законам войны существует: первое - длина, второе - объем, третье - число, четвертое - вес, пятое - победа. Местность рождает длину, длина рождает объем, объем рождает число, число рождает вес, вес рождает победу.
Поэтому побеждающее войско подобно весу И в сражении с весом Чжу, а войско, обреченное на поражение, подобно весу Чжу в сражении с весом И. Когда побеждающий сражается, это подобно скопившейся воде, низвергающейся в пучину с высоты тысячи Жень. Это и есть форма.
Вообще бой с противником начинают фронтальной атакой, а побеждают маневром. Поэтому тот, кто хорошо использует маневр, бесконечен подобно небу и земли, неисчерпаем, как течение рек и потоков. Кончаются и снова начинаются - таковы солнце и луна; умирают и снова нарождаются - таковы времена года. Тонов не более пяти, но сочетания этих пяти тонов создают мелодии, которые можно слушать бесконечно; цветов не более пяти, но сочетания этих пяти цветов создают множество оттенков, что и видеть невозможно; вкусов не более пяти, но сочетания этих пяти вкусов создают множество вкусовых ощущений, что и ощутить невозможно. Боевая мощь зависит только от фронтальной атаки и маневра, но сочетание фронтальной атаки и маневра можно создать без конца. Маневренные действия и фронтальные действия порождают друг друга подобно кольцу, у которого нет конца. Кто может их исчерпать?
То, что бурный поток воды увлекает своим течением и камни, означает мощь. То, что хищная птица стремительностью поражает свою жертву, есть рассчитанность удара. Поэтому у хорошо сражающегося мощь стремительна, рассчитанность коротка. Мощь - подобна натянутому луку, рассчитанность удара - подобна спуску стрелы.
Все смешалось и перепуталось, идет беспорядочный бой, но прийти в беспорядок не могут; среди смешения и хаоса, хотя форма и нарушена, все равно потерпеть поражение не могут, Беспорядок рождается из порядка; трусость рождается из храбрости, слабость рождается из силы. Порядок и беспорядок создаются числом, храбрость и трусость создаются мощью, сила и слабость создаются формой. Поэтому тот, кто искусно двигает противника показом формы, противник непременно следует за ним; когда противнику что-либо дают, он обязательно берет; и этим заставляют его двигаться, а встречают засадой.
Поэтому хорошо сражающийся все ищет в мощи и не требует всего от людей. Поэтому, умея выбирать людей, он назначает их соответственно мощи. Когда назначают людей соответственно из мощи, они идут в бой подобно тому, как катятся деревья и камни. Свойство деревьев и камней на ровном месте лежать без движения; когда место покатое, они движутся; когда они квадратны, они лежат на месте; когда они круглы, тогда они катятся. Поэтому мощь людей, искусно используемой в бою, подобна круглому камню, пущенному с горы высотой в тысячу Жень. Это и есть мощь.
Кто умеет заставить противника самого прийти, тот заманивает его выгодой; кто умеет не дать противнику прийти, тот задерживает его вредом. Поэтому свежие силы противника можно утомить; сытого можно заставить голодать; прочно засевшего можно сдвинуть с места. Это значит, что выступить туда, куда противник непременно приходит на помощь. Кто проходит тысячу Ли, не утомляясь, тот проходит местами, где нет войска противника. Напасть и непременно захватить - это значит напасть на не обороняющегося; оборонять и непременно удержать - это значит обороняться так, что он не может напасть.
Поэтому, кто умеет нападать, противник не знает, где ему обороняться; кто хорошо обороняется, противник не знает, где ему нападать. Тончайшее искусство! Тончайшее искусство! - нет даже формы, чтобы его изобразить. Божественное искусство! Божественное искусство! - нет даже звука, чтобы его услышать. Поэтому можно стать управлением судьбой противника. Продвигаться вперед беспрепятственно - это значит наносить удар в пустоту противника. Отступать без преследования - это значит быстрота такая, что не могут догнать. Поэтому, когда я хочу дать бои, противник хотя и укроется за высокими стенами, окруженными глубокими рвами, ему все же придется сразиться со мной. Это потому, что я нападаю на место, которое он непременно должен спасать. Когда я не хожу вступать в бой, как только я займу место и стану его оборонять, противник не сможет сражаться со мной. Это потому, что я отвлекаю его от этого места.
Поэтому, показав противнику форму, я сам ее не буду иметь, я сохраню цельность, а противник разделится на части. Моя цельность будет составлять единицу; противник, разделившись на части, будет составлять десять единиц. Тогда я, использовав все десять, нападу на одну единицу противника; нас будет много, а противника мало. Кто умеет массой ударить на немногих, сражающихся со мной, их легко победить. Делай так, чтоб противник не знал, в каком месте он будет сражаться. Когда он не может этого знать, то ему необходимо быть наготове во многих местах. Когда мест, где противник должен быть наготове, много, то тех, кто сражается со мной, мало. Поэтому, если он будет наготове спереди, у него будет мало сил сзади; если он будет наготове сзади, у него будет мало сил спереди; если он будет наготове слева, у него будет мало сил справа; если он будет наготове справа, у него будет мало сил слева. Не может не быть мало сил у того, у кого нет места, где он не должен быть наготове. Мало сил у того, кто должен быть всюду наготове; много сил у того, кто вынуждает другого быть всюду наготове.
Поэтому, когда знаешь место сражения и знаешь день сражения, то, находясь и за тысячу Ли, ты сможешь сражаться. Когда не знаешь места сражения, не знаешь и дня сражения, то левым флангом не сможешь помочь правому, правым не сможешь помочь левому; находящиеся впереди не смогут помочь задним; находящиеся сзади не смогут помочь передним. Тем более это относится к тем, кто находится на далеком расстоянии - за несколько десятков Ли, и к тем, кто находится на близком расстоянии, - в несколько Ли. Если рассуждать так, как я, то пусть войск у княжества Юэ много, что это может им дать для победы? Поэтому и сказано: "победу сделать можно". Пусть войск у противника и будет много, можно не дать ему возможности вступить в бой.
Поэтому, оценивая противника, узнают его план с его достоинствами и его недостатками; воздействовав на противника, узнают законы, управляющие его действиями; показывая ему ту или иную форму, узнают место его жизни и смерти; столкнувшись с ним, узнают, где у него избыток и где недостаток. Поэтому крайняя грань в придании своему войску формы - это сделать так, чтобы, формы не было. Когда нет формы, тогда даже глубоко проникший лазутчик не сможет что-либо выяснить; даже мудрец не сможет в чем-либо разобраться. Пользуясь этой формой, он возлагает дело победы на массу, но масса этого знать не может. Все люди знают ту форму, посредством которой я победил, но не знают той формы, посредством которой я организовал победу. Поэтому победа в бою не повторяется в одном и том же виде, она соответствует неисчерпаемости самой формы.
Форма у войска подобна воде: вода не держится на высоте и стремится вниз; победа войска избегает полноты и ударяет по пустоте. Вода устанавливает свое течение в зависимости от места; войско устанавливает свою победу в зависимости от противника. Поэтому у войска нет неизменной мощи, нет неизменной формы. Кто умеет в зависимости от противника пользоваться изменениями и превращениями и на основе их достигать победы, тот называется божеством.
Поэтому среди пяти элементов природы нет неизменно побеждающего; среди четырех времен года нет неизменно сохраняющего свое положение. У солнца есть краткость и продолжительность, у луны есть жизнь и смерть.
Поэтому борьба на войне приводит к выгоде, борьба на войне приводит и к опасности. Если бороться за выгоду, подняв все войско с обозом, то не достигнешь намеченной цели. Если же бороться за выгоду, послав подвижную армию, то придется пожертвовать обозом. Поэтому борются за сто Ли, сняв вооружение, мчатся без отдыха днем и ночью, ускоряя темпы движения и соединяя переходы, тогда попадает в плен командующий тремя армиями. Выносливые уходят вперед, слабые тянутся сзади, и из всего войска к цели доходит одна десятая. Когда борются за выгоду за пятьдесят Ли, тогда потеряют командующего передовой армией, и из всего войска доходит к цели половина. Когда борются за выгоду за тридцать Ли, тогда доходит к цели две трети. Если у войска нет обоза, оно гибнет; если нет провианта и фуража, оно гибнет; если нет запасов, оно гибнет.
Поэтому, кто не знает замыслов князей, тот не может наперед заключать с ними союзов. Кто не знает характера местности: гор и лесов, круч и обрывов, топей и болот, тот не может выступить в поход. Кто не использует местных проводников, тот не может воспользоваться выгодами местности.
Поэтому в войне устанавливаются в обмане, действуют руководствуясь выгодой, производят изменения путем разделений и соединений. Поэтому он стремителен, как ветер; он спокоен и медлителен, как лес; его нападение, как бушующей огонь; он неподвижен, как гора; он непроницаем, как мрак; его движение, как удар грома. При грабеже селений разделяют свое войско на части; при захвате земель занимают своими частями выгодные пункты. Двигаются, взвесив все не весах.
Кто заранее знает тактику прямого и обходного пути, тот побеждает. Это и есть закон борьбы на войне.
В книге " Управление войсками" сказано: "Когда говорят, друг друга не слышат; поэтому и изготовляют гони и барабаны. Когда смотрят, друг друга не видят; поэтому и изготовляют знамени и значки". Поэтому в ночном бою используют много гонгов и барабанов; в дневном бою используют много знамен и значков. Гонги и барабаны, знамена и значки соединяют воедино глаза и уши своих воинов. Если все воины нацеливаются в одном направлении, то храбрых не в одиночестве продвигается вперед; трусливым и одному не дают уйти назад. Это и есть закон управления массами людей.
Поэтому у всего войска можно отнять дух; у командующего войсками можно отнять сердце. По этой причине по утрам духом бодр, днем вялы, вечером помышляют о возвращении в лагерь. Поэтому тот, кто умеет вести войну, избегает противника, когда его дух бодр, ударяет на него, когда его дух вял или когда он помышляет о возвращении в лагерь. Это и есть управление духом. Находясь в состоянии порядка, ждут беспорядка у противника; находясь в состоянии спокойствия, ждут волнений у противника. Это и есть управление сердцем. Находясь близко, ждут далеких; пребывая в полной силе, ждут утомленных; будучи сытыми, ждут голодных. Это и есть управление силой. Воздерживайся от нападения на противника, когда знамена у него в порядке; на нападай на лагерь противника, когда он сохраняет боевой порядок. Это и есть управление изменениями.
Поэтому правила ведения войны таковы: если противник находится на высотах, не иди прямо на него; если за ним возвышенность, не нападай на него с фронта; если он притворно убегает, не преследуй его; если он полон сил, не нападай на него; если он подает тебе приманку, не иди на нее; если войско противника возвращается домой, не останавливай его; если окружаешь войска противника, оставь открытой одну сторону; если он находится в безвыходном положении, не нажимай на него. Это и есть правила ведения войны.
Поэтому обдуманность действий умного полководца заключается в том, что он обязательно учитывает и выгоду и вред. Когда при наличии выгоды не забывают о вреде, дело можно осуществить; когда при наличии вреда не забывают о выгоде, бедствие можно устранить.
Поэтому князей подчиняют себе вредом, принуждают служить себе делом, заставляют быстро двигаться куда-нибудь выгодой.
Поэтому правило ведения войны требует не полагаться на то, что противник не придет, а полагаться на нашу готовность встретить его; не полагаться на то, что он не нападает, а полагаться на то, что мы сделаем невозможным его нападение на нас.
Поэтому у полководца есть пять опасностей: если он будет стремиться во что бы то ни стало идти на риск, он может быть убитым; если он будет стремиться во что бы ни стало остаться в живых, он может попасть в плен; если он будет скор на гнев, его могут презирать; если он будет излишне щепетилен к себе, его могут оскорбить; если он будет любить людей, его могут обессилить. Эти пять опасностей - недостатки полководца, бедствие в ведении войны. Разбивают войско, убивают полководца непременно этими пятью опасностями. Это нельзя не понять.
При переправе через водную преграду непременно располагайся подальше от реки. Когда противник переправляется через реку, не встречай его на воде. Вообще выгодно дать возможность одной его половине переправиться и затем ударить на него. Тот, кто хочет вступить в бой с противником, не должен встречать его близко у реки. Располагайся у реки на высоте с солнечной стороны; не располагайся лагерем в нижнем течении рек. Вот и все о расположении войск у реки.
При переходе через болота торопить скорее уйти, не задерживайся. Если тебе предстоит вести бой среди болота, непременно располагайся, где есть вода и трава, а в тылу был бы лес. Вот и все о расположении войск на болотах.
На равнинной местности располагайся в удобных местах, где справа и в тылу имеются возвышенности; впереди у тебя будет низкое место, сзади высокое. Вот и все о расположении войск на равнине.
Вот эти четыре способа выгодного расположения войск обеспечили Хуанди победу над четырьмя императорами.
Вообще войскам следует любить высокие места и не любить низкие; ценить солнечный свет и отвергать тени; заботиться о условиях для жизни и обеспечивать снабжение, тогда в войсках не будет болезней. Это и значит непременно победить. Если находишься среди холмов и возвышенностей, непременно располагайся на их солнечной стороне и имей их справа и позади себя. Это выгодно для войска; это - помощь от местности.
Если в верховьях реки прошли дожди и вода пенится, тот, кто хочет переправиться, должен подождать, пока река успокоится.
Вообще на местности, где имеются отвесные скалы, природные колодцы, природные темницы, природные сети, природные капканы, природные трещины, непременно спешно уходи от них, и не приближайся к ним. Сам удались от них, а противника замани туда; я обращен к ним лицом, враг - к ним спиной.
Если в районе передвижения войск имеются овраги, топи с болотной травой, леса, заросли кустарника, - непременно внимательно обследуй их. Это такие места, где бывают засады и располагаются дозоры противника.
Когда противник находится близко и ведет себя тихо, это значит, что он опирается на естественную преграду. Когда противник далеко и подстрекает тебя на бой, это значит, он хочет, чтоб ты продвинулся вперед. Когда противник расположился на ровном месте, значит у него есть свои выгоды.
Когда деревья задвигались, значит противник подходит; когда из травы сделано много заграждений, значит он старается ввести тебя в заблуждение; где птицы взлетают, там скрыта засада; где звери пугливы убегают, там кто-то скрывается. Когда пыль поднимается высоко, значит двигаются колесницы; когда пыль стелется низко и широко, значит идет пехота; когда пыль поднимается в разных местах, значит, собирают топливо; когда пыль малая и движется туда и сюда, значит противник устраивает лагерь.
Когда речи противника смиренны, а приготовления усиленны, значит он собирается наступать; когда его речи дерзки и делает попытки идти вперед, значит противник строится в боевой порядок. Когда его легкие колесницы выезжают вперед, а войско располагается на их флангах, значит противник строится в боевой порядок. Когда противник не надломлен и просит мира, значит наступило время. Когда у него одни наступают, а другие отступают, - значит он завлекает.
Дело не в том, чтобы все более и более увеличивать число воинов. Нельзя идти вперед с одной только воинской силой. Достаточно иметь ее столько, сколько нужно для того, чтобы справиться с противником путем сосредоточения своих сил и правильной оценки противника. Кто не будет рассуждать и будет относиться к противнику пренебрежительно, тот непременно станет его пленником.
Если воинов, еще до того как они привяжутся к тебе, станешь наказывать, они не будут подчиняться, и в этом случае их трудно использовать. Если воины расположены к тебе, но наказания не принимаются, в этом случае их совершенно нельзя будет использовать. Поэтому, убеждая воинов, - пользуйся политикой; требуя от них полного повиновения, непременно пользуйся воинской дисциплиной ; если в поступках исходишь из этого, непременно получишь победу. Когда приказания вообще выполняются, в этом случае, если преподашь что-нибудь воинам, воины тебе повинуются. Когда приказания вообще не выполняются, в этом случае, если преподашь что-нибудь воинам, воины тебе не повинуются. Когда приказания вообще принимаются с доверием и ясным представлением, значит, ты и воины взаимно обрели понимание друг друга.
Когда я могу идти, и противник может прийти, такая местность называется доступной. На доступной местности в первую очередь займи высоты с солнечной стороны и обеспечь охрану путей снабжения, тогда в случае боя будешь иметь выгоду.
Когда идти легко и трудно возвращаться, такая местность называется наклонной. На наклонной местности, если противник не готов к бою, выступив, победишь его; если противник готов к бою, выступив, не победишь его; в последнем случае возвращаться же назад будешь трудно, выгоды не будет для тебя.
Когда тебе выступать невыгодно и ему выступать невыгодно, такая местность называется пересеченной. На пересеченной местности не выступай даже тогда, когда противник предоставляет выгоду; отведи войска и уйти; заставь противника выступить туда наполовину и, ударив по нему, получишь выгоду.
На местности дефиле, если первым расположишься, обязательно займи ее достаточными силами и жди прихода противника; если противник, опередив, займет ее и стойко обороняется крупными силами, то не следует нападать; если противник займет ее малыми силами, то следует захватить ее.
На труднодоступной местности, если ты первым займешь ее, непременно располагайся на высоте с солнечной стороны и жди прихода противника; если противник, опередив, займет ее, отведи войска и уйди, не следует сражаться.
На отдаленной местности при условии равных сил трудно вызывать противника на бой, а если и начнешь бой, выгоды не будет.
Все эти шесть правил являются учением о местности; изучение их является высшей задачей полководца. Ему это нужно понять.
Поэтому бывает, что войско отступает, что оно становится распущенным, что оно попадает в руки противника, что оно разваливается, что оно приходит в беспорядок, что оно обращается в бегство. Эти шесть бедствий - не от природы, а от ошибок полководца.
Когда при равных условиях один наступает на десятерых, то в результате получится поспешное отступление. Когда воины сильны, а командиры слабы, - значит в войске распущенность. Когда командиры сильны, а воины слабы, - значит войско попадет в руки противника. Когда нижестоящие командиры проявляют недовольство, не подчиняются вышестоящим, а при столкновении с противником, из-за неприязни к вышестоящим командирам, самовольно завязывают бой, а полководец не знает их способностей; при таком положении войско развалится. Когда полководец слаб и не строг, когда в обучении воинов нет ясности, когда у командиров и воинов нет ничего постоянного, когда боевые порядки войск бессистемны, - это значит в войсках беспорядок. Когда полководец не способен оценить противника, когда он своими малыми силами нападает на большие силы противника, когда он, будучи слаб, нападает на сильного, когда в войске нет ударных отрядов, - значит войско обречено на бегство. Эти шесть ситуаций приведут войско к поражению. Изучение их является высшей обязанностью полководца. Ему это нужно понять.
Ведь форма местности оказывает помощь войскам. Поэтому путь верховного полководца заключается в умении оценить противника, организовать победу, учесть непроходимость и проходимость, теснины, отдаленность и близость. Кто ведет бой, зная это, тот непременно побеждает; кто ведет бой, не зная этого, тот непременно терпит поражение. Поэтому, если согласно учению а войне непременно победишь, обязательно сражайся, даже в том случае, если правитель говорит: "Не сражайся". Если согласно учению о войне не победишь, не сражайся, даже если правитель говорит: "Непременно сражайся". Поэтому, когда полководец, выступая, не ищет славы, а отступая, не опасается позора, когда от думает только о благе народа и о пользе государя, такой полководец - сокровище для государства.
Когда будешь смотреть на воинов, как на своих детей, тогда сможешь идти с ними на самые опасные места. Когда будешь смотреть воинов, как на своих любимых сыновей, тогда сможешь идти с ними хоть на смерь. Когда будешь щедр к ним, но не сможешь распоряжаться ими; тогда будешь любить их, но не сможешь приказывать им; когда возникнут беспорядки и ты не сможешь установить порядок, - в таком случае они подобны своевольным сыновьям; пользоваться ими будет невозможно.
Когда знаешь, что с твоими воинами напасть на противника можно, но не знаешь, что на противника нападать нельзя, победа будет только наполовину. Когда знаешь, что на противника напасть можно, но не знаешь, что с твоими воинами нападать на него нельзя, победа будет только наполовину. Когда знаешь, что на противника нападать можно, знаешь, что с твоими воинами нападать на него можно, но не знаешь, что по форме местности нападать на него нельзя, победа будет только наполовину.
Поэтому тот, кто знает войну, выступивши - на ошибется, начавши - не попадет в беду.
Поэтому говориться: если заешь его и знаешь себя, - победа обеспечена; если знаешь еще Небо и знаешь Землю, победа, безусловно, может быть полной.
Когда князья сражаются в пределах своей территории, это будет местность рассеивающая; когда проникли на чужую территорию, но продвинулись не особенно далеко, это будет легкая местность; когда я захвачу и она мне выгодна, противник захватит - ему также выгодна, - это будет оспаривающая местность; когда я могу пройти и он может пройти, - это будет местность смешения; местность, расположенную между тремя сопредельными княжествами, кто первый займет ее - овладеет Поднебесной, - это будет местность - перекресток; когда глубоко продвигаются на чужую территорию и оставляют в тылу у себя много укрепленных городов, это будет серьезная местность; когда проходят по горам и лесам, над пропастями и обрывами, по топям и болотам, вообще по труднопроходимым дорогам, это будет труднопроходимая местность; когда путь входа узок, а путь, по которому уходят, извилист, когда он может с небольшими силами напасть на мои большие силы, это будет местность окружения; когда быстро вступая в бой, погибают, это будет смертельная местность. Поэтому на местности рассеивающей не сражайся; на легкой местности не задерживайся; на оспаривающей местности не наступай; на местности смешения не теряй связи; на местности - перекрестке заключай союзы; на серьезной местности грабь; на труднопроходимой местности спеши пройти; на местности окружения соображай; на местности смерти сражайся.
В древности говорили: те, кто хорошо сражался, умели поставить противника так, что его передовые и тыловые части не имели взаимосвязи друг с другом, большие и малые силы не поддерживали друг друга, благородные и низкие не выручали друг друга, высшие и низшие не были связаны друг с другом; они умели делать так, что воины у него оказывались оторванными друг от друга и не были собраны вместе, а если войско и было соединено в одно целое, оно все же не было единым. Двигались, когда было выгодно, когда было невыгодно - оставались на месте. Осмелюсь спросить: "Если противник прибудет с большими силами в полном боевом порядке, как его встретить?" Скажу: "Сначала захвати то, что ему дорого; когда захватишь, он будет повиноваться тебе."
На войне самое главное быстрота. Захватывай то, до чего он не успел дойти. Двигайся по дорогам, о которых он не помышляет. Наступай там, где он не остерегается.
Вообще правила ведения войны на чужой земле таковы: зайдя глубоко в пределы противной стороны, сосредоточить все свои мысли и силы на главном, и тогда хозяин не победит; грабь тучные поля, чтобы иметь в достатке продовольствие для войска; внимательно следи за благополучием своих воинов, не утомляй их; сплачивай их дух фи накапливай их силы; передвигай войско с расчетом и в соответствии своих замыслов и делай так, чтобы противник не мог разгадать тебя. Ставь своих воинов в такие места, где нет выхода, тогда они предпочтут смерть бегству. Если они готовы умереть, как же не добиться победы? И воины, и прочие люди в этом положении напрягают все свои силы. Когда войско находится на грани гибели, тогда оно ничего не боится; когда оно находится в безвыходном положении, оно крепко держится; когда оно находится в глубине неприятельской земли, то все воины связаны воедино; когда нет никакого выхода, оно ожесточенно борется. Поэтому твои воины и без указаний будут осторожны, без требований - исполнительны, без уговоров - дружны, без приказов - верны. Запрещайте верить предзнаменованиям, устраняйте сомнения, до самой смерти не бойтесь бедствий. Если у ваших воинов нет излишнего имущества, это не значит, что они не любят богатство. Если воины сражаются не на жизнь, а на смерть, это не значит, что они не любят долголетия. В тот день, когда издается боевой приказ, у командиров и воинов, которые сидят, слезы льются на грудь, у тех, которые лежат, слезы текут по щекам, но стоит им очутиться в безвыходном положении, они будут храбры, как Чжуань Чжу и Цао Куй.
Поэтому тот, кто хорошо ведет войну, подобен Шуайжань. Шуайжань - это змея в горах Хэншань. Когда ее ударят по голове, она нападает хвостом; когда ее ударят по хвосту - она нападет головой; когда ее ударят по хвосту - она нападает головой; когда ее ударят по середине - она нападает головой и хвостом. Осмелюсь спросить: "Может ли войско быть подобно Шуайжань?" Скажу: "Может". Ведь жители княжеств У и Юэ не любят друг друга. Но если они будут переправляться через реку в одной лодке и будут застигнуты бурей, они станут помогать друг другу, подобно тому, как левая рука помогает правой. По этой причине, если даже связать коней и врыть в землю колеса повозок, все равно на это еще полагаться нельзя. Когда все храбры как один человек, это и будет настоящее искусство управления войском. Когда сильные и слабые все одинаково обретают мужество, это действует закон местности. Поэтому, тот, кто искусен в использовании войск, ведет войска, словно ведет за руку одного человека; это значит, создалось такое положение, что у воинов нет другого выхода, как следовать приказам полководца.
Вот дело полководца: он должен сам быть всегда спокоен и этим непроницаем для других; он должен быть сам дисциплинирован и этим держать в порядке других. Он должен уметь вводить в заблуждение глаза и уши командиров и воинов и не допускать, чтобы они что-либо знали. Он должен менять свои замыслы и изменять свои планы и не допускать, чтобы другие о них догадывались; он должен менять свое местопребывание, выбирать себе окольные пути и не допускать, чтобы другие могли что-либо сообразить. Ведя войско, следует ставить его в такие условия, как если бы, забравшись на высоту, убрали лестницы. Ведя войско и зайдя с ним глубоко на землю князя, надлежит приступить к решительным действиям; вести воинов ток, как гонят стадо овец: их гонят туда, и они идут туда; их гонят сюда, и они идут сюда; они не знают, куда идут. Собрав все войско, бросать его в самые опасные места; это и есть дело полководца. Изменения в девяти видах местности, выгоды сжатия и растяжения, законы человеческих чувств - все это нужно понять.
Вообще правило действий на чужой земле таково: если глубоко заходишь на территорию противника, умы сосредоточивают на одном; если заходишь не глубоко, умы рассеиваются. Когда уходят из своей страны и с войском переходят границу, это будет местность отрыва; когда пути открыты на все четыре стороны, это будет местность - перекресток; когда заходят глубоко, это будет серьезная местность; когда заходят неглубоко, это будет легкая местность; когда в тылу остались укрепленные пункты, а впереди узкие проходы, это будет местность окружения; когда некуда идти, это будет местность смерти.
Поэтому на местности рассеивания я приведу всех к единству устремления; на легкой местности я заставлю поддерживать тесную связь между всеми частями; на оспаривающей местности я спешу прибыть в ее тыл; на местности смешения я буду внимательным к обороне; на местности - перекрестке я укреплю связь с союзниками; на серьезной местности я буду непрерывно подводить продовольствие; на труднопроходимой местности я спешу пройти ее; на местности окружения я закрою проходы; на местности смерти я покажу войску, что мы не выживем.
Поэтому чувства воинов таковы: когда они окружены они защищаются; когда невыхода, они борются; когда положение слишком опасно, они повинуются.
Поэтому, кто не знает замыслов князей, тот не должен вступать с ним в союз; кто не знает очертания местности: гор и лесов, пропастей и ущелий, топей и болот, - тот не должен двигаться в поход; кто не использует местных проводников, тот не может воспользоваться выгодами местности. У того, кто не знает хотя бы одного из девяти видов местности, войско дне будет войскам гегемона. Если войско гегемона пойдет войной на большое государство, то последнее не сможет собрать достаточно сил; если мощь гегемона обратится дна противника, то он не сможет заключить союзы. По этой причине гегемон не борется за то чтобы вступить в союз с князьями в Поднебесной, и не борется за то, чтобы создать свои силы у князей Поднебесной; он верит свое собственное могущество и воздействует на противника соей мощью. Поэтому он может взять из города, может разрушить из государства. Раздает награды, не придерживаясь обычных законов, издает приказы, не придерживаясь обычного управления. Он управляет всем войском так, как распоряжается одним человеком. Используй воинов в деле, но не говори им о сути его; говори им об опасности, но не говори им о выгодах. Только после того как войско бросят в место гибели, оно будет существовать; после того как оно попадет в место смерти, оно будет жить; только после того как они попадут в беду, они смогут решить исход боя . Поэтому согласно правилам ведения войны следует: тщательно изучить стремления противника, после этого следует сосредоточить свои силы на одном пункте противника и убить его полководца, хотя бы он находился за тысячу Ли. Это и означает искусно завершить дело.
Поэтому в день выступления в поход закрой проходы на границе, отмени пропуска, запрети общение посланцев с заграницей; совещайся в своем совете и тщательно управляй делами, связанными с войной. Когда противник открывает и закрывает, непременно стремительно ворвись к нему. Первым захвати то, что противнику дорого, заранее не договаривайся с противником о сроке сражения. При выполнении плана необходимо своевременно вносить изменение в него, чтобы соответствовать изменившейся обстановке. Таким способом решить дело войны. Поэтому сначала будь как застенчивая девственница - и противник откроет у себя двери. Потом же будь как вырвавшийся заяц - и противник не успеет принять мер к защите.
При нападении огнем из пяти видов необходимо поддерживать соответственными действиями. Если огонь возник изнутри, как можно быстрее поддерживай его извне. Если огонь и возник, но в войске противника все спокойно, подожни и не нападай; когда сила пламени достигла высшего предела, нападай на противника, если нападать можно; если нападать нельзя, оставайся на месте. Если огонь можно пустить извне, не жди кого-нибудь внутри, а выбери время и пускай. Когда днем ветер дует долго, ночью он стихает. Вообще на войне обязательно знай пять видов нападения огнем и жди подходящего момента для нападения огнем.
Поэтому помощь, оказываемая огнем нападению, ясна; помощь, оказываемая водой нападению, сильна. Водой можно отрезать войско противника, но нельзя уничтожить имущество противника как огнем.
Если победишь в сражении и захватишь территорию и города противника, но не можешь закрепить боевые успехи, получится бедствие, так называемое "напрасными стараниями". Поэтому говорят: разумный государь постоянно заботится об этом, а хороший полководец тщательно решает этот вопрос. Если нет выгоды, не двигайся; если не можешь приобрести, не вводи в действие войско; если нет опасности, не воюй. Государь не должен поднимать войско из-за гнева; полководец не должен вступать в бой из-за злобы. Двигаются, когда это выгодно; когда невыгодно, остаются на месте. Гнев может смениться на радость; злоба может смениться на веселье, но погибшее государство нельзя снова возродить, мертвых нельзя воскресить. Поэтому разумный государь очень осторожен по отношению к войне, а хороший полководец очень остерегается ее. Это и есть путь сохранения государства в мире, а войска в целости.
Поэтому имеется пять видов шпионов - это шпионы местные, шпионы внутренние, шпионы обратные, шпионы смерти, шпионы жизни. Все пять разрядов шпионов работают, и нельзя знать их путей. Это называется непостижимой тайной. Они - сокровище для государя. Местных шпионов вербуют из местных жителей страны противника и используют их; внутренних шпионов вербуют из чиновников противника и используют их; обратных шпионов вербуют из шпионов противника и используют их; шпионы смерти - это те, кто передает врагу тот обман, который я сообщаю им; шпионы жизни - это те, кто возвращается с донесением.
Поэтому в войсках нет более близких отношений, как со шпионами; нет более щедрых наград, как для шпионов; нет дел более секретных, чем шпионские. Не обладая всесторонними знаниями, не сможешь использовать шпионов; не обладая гуманностью, не сможешь засылать шпионов; не обладая тонкостью и проницательностью, не сможешь получить он шпионов полезных сведений. Тонкость! Тонкость! Нет ничего такого, в чем нельзя было бы и использовать шпионов. Если шпионское донесение еще не послано, а об этом уже стало известно, то и сам шпион и те, кому он сообщил, умерщвляются.
Вообще, когда хочешь ударить по войскам противника, напасть на город, убить кого-нибудь из его людей, обязательно сначала узнай имена, главного военачальника, его ближайших помощников, чиновника связи, начальника охраны, постоянных посетителей. Поручи своим шпионам обязательно узнать это. Заметив появление у себя шпиона противника, привлеки его дна свою сторону выгодой, введи его к себе и помести его в свой дом. Таким образом, можно приобрести обратного шпиона и использовать его. Через него ты будешь знать многое. И поэтому сможешь приобрести и местных шпионов и внутренних шпионов и использовать их. Через него ты будешь знать многое о противнике. И поэтому сможешь, придумав какой-нибудь обманное, ты сможешь поручить своему шпиону смерти донести об этом противнику. От шпиона обратного ты сможешь знать многое о противнике. И поэтому шпион жизни будет возвращаться с информацией о противнике в установленный срок. Всеми пятью категориями шпионов обязательно ведает сам государь. Но узнают о противнике непременно через обратного шпиона. Поэтому с обратным шпионом надлежит обращаться особенно внимательно.
В древности, когда поднималось царство Инь, в царстве Ся был И Чжи; когда поднималось царство Чжоу, в царстве Инь был Люй Я. Поэтому только просвещенные государи и мудрые полководцы умеют делать своими шпионами людей высокого ума и этим способом непременно совершают великие дела. Пользование шпионами - самое существенное на войне; это та опора, полагаясь на которую действует все войско.
Перевод с китайского Ши Ехуа.Перевод был просмотрен Ши Чжэ, который внес в него исправления.
Печ. по: Сунь Цзы цзяоши (Комментарии и толкования трактата Сунь Цзы). Пекин, 1990. С. 341 - 375. Вернуться на предыдущую страницу