Тони Корн: Четвертая мировая война как война четвертого поколения

Rambler's Top100 В январе 2006 г. Гуверовский институт Стэнфордского университета представил глубокое исследование феномена "глобальной войны с терроризмом", выполненное Тони Корном, профессором Института внешней политики США. "Четвертая мировая война как война четвертого поколения" - именно так назывался этот обширный аналитический материал.

Свое исследование автор начинает с жесткого вывода: "Госдепартамент США не способен осуществить переход от бюрократического к стратегическому методу мышления", в то время как Пентагон "аналогично не способен осуществить сдвиг парадигмы от сете-центрической войны к культурно-центрической войне". Автор не является дилетантом в военно-политической сфере: в течение многих лет он служил в качестве политического аналитика в составе посольств США в Бухаресте, Москве и Париже и эксперта в области общественной дипломатии в американских миссиях при ЕС и НАТО. Итак, сделав весьма неутешительный для официального Вашингтона вывод, Тони Корн выдвигает свои пути решения стоящей проблемы. В концептуальном плане, подход американского эксперта состоит в следующем:

  • Осознать культуру исламского мира в целом и джихадизма в особенности.
  • Понять структуру глобального джихадизма.
  • сознать идеологию джихадизма.
  • ыработать правильную политику Запада в отношении демократизации исламского мира.
  • Скорректировать роль Пентагона в отношении подготовки военных кадров из исламских стран.
  • Осознать современную специфику войны с джихадизмом - четвертой мировой войны.
  • Отнестись серьезно к возможности китайско-исламской смычки.
  • Именно по всем этим позициям, по мнению Тони Корна, официальный Вашингтон занимает нечеткую или слабую позицию.

    Прежде всего, отмечает американский эксперт, необходимо четко осознать ущербность самой фразы "война с терроризмом". "Запад находится в состоянии войны с терроризмом не больше, чем он находился в состоянии войны с блицкригом в годы второй мировой войны или с революцией в годы холодной войны". Другими словами, "Запад находится в состоянии войны с новым тоталитаризмом", а терроризм - это лишь один их многих применяемых им методов или тактических приемов.

    Можно смело утверждать, что Тони Корн является одним из немногих самостоятельно мыслящих исследователей, как на Западе, так, кстати, и в России, которые четко осознают эту принципиальную мысль. Враг не может быть терроризм, это - не более, чем журналистская метафора, подхваченная на самом высоком политическом уровне в Вашингтоне.

    Итак, кто же он, противник?

    Т. Корн подчеркивает, что Запад не находится в состоянии войны с Исламом с его пятью столпами. Запад находится в состоянии войны с джихадизмом, как проявлением салафизма, выдвигающим джихад в качестве шестой опоры исламского учения. Американский эксперт приводит нехитрые арифметические расчеты, показывающие серьезность стоящей перед Западом угрозы. Всего приверженцами мусульманской религии являются 1,2 млрд. жителей Земли. Даже если всего 1% мусульман в мире являются сторонниками джихадизма, то это составляет 12 миллионов воинов джихада, разбросанных на территории 60 государств мира. Если же всего 1% от этого числа джихадистов возомнит себя "мучениками", то это составит 120 тысяч террористов-смертников, с которыми Запад может столкнуться по крайней мере в течение жизни одного поколения.

    О том, насколько оправданы вышеприведенные расчеты, косвенно свидетельствуют и данные статистики: со свержением Саддама Хуссейна, 45-65% мусульман относились к Осама бен-Ладену позитивно. Это означает, что "военная победа США на ТВД может привести к политическому поражению на глобальном уровне". Таков вывод Тони Корна.

    В структурном отношении глобальный джихад американский ученый представляет в качестве трехуровневого феномена. Первый уровень - "Священная война" в теологическом смысле этого понятия. Второй уровень представлен "сетевой войной", причем не только в организационном смысле как отсутствии иерархии, но и в более широком смысле. Как пишет Т. Корн, сетевая война сегодня предполагает создание "сетей средств массовой информации, которые являются одновременно субъектами и векторами усилий, платформами и системами оружия, линиями фронта и театрами военных действий". Речь идет о необходимости выработки понимания "грамматики и логики кросс-культурной коммуникации". Третий уровень современного глобального джихадизма - то, что традиционно называется пиратством. Поясняя эти структурные уровни, американский политолог, в частности, отмечает: в мусульманских средствах массовой информации "мученические операции" всемерно превозносятся, а семье каждого палестинца-"мученика", ставшего террористом-смертником, Саудовская Аравия выплачивает 25 тысяч американских долларов (с учетом покупательной способности американской валюты на Западе и в мусульманском мире, это соответствует 600 тысячам американских долларов).

    Глобальный джихадизм опирается на пять асимметричных столпов: аль-Сауд; аль-Азхар; аль-Каеда; аль-Джазера и "пятая колонна" как таковая. Первая основа - поддержка со стороны Саудовской Аравии. Вторая - каирский университет аль-Азхар, который считается духовно-теологическим центром Ислама, своеобразным Верховным судом мусульманского мира. Аль-Каеда и аль-Джазера за последние два десятилетия стали главными мобилизационными, учебными и вербовочными центрами и базами глобального джихада. Классическая "пятая колонна" джихада представлена определенными академическими кругами на Западе. Именно эти пять столпов джихадизма составляют его своеобразные "центры тяжести".

    Идеологический аспект борьбы с глобальным джихадизмом предусматривает понимание его органичной связи с исламом в целом. Борьба за "сердца и умы" людей в битве с этим явлением предполагает упор на эмоции, а не рациональный разум, акцент на обольщение, а не убеждение, опору на образы, а не идеи, на воспоминания, а не реальную политику, на идею идентичности, а не демократию. Другими словами, пишет Тони Корн, акцент должен делаться в большей степени на сердца людей, а не на умы.

    Учет идеологического фактора в борьбе с джихадизмом предполагает необходимость осознания крайне низкой степени информированности населения мусульманского мира. В частности, во всем арабском мире за последнее тысячелетие переведено столько иностранных книг, сколько ежегодно переводится и издается в Испании. Эта работа, по мнению американского ученого, должна быть резко активизирована. Параллельно с этим позитивным фактором на пути "создания критической массы для образования гражданского общества, основанного на знании" должна стать "утечка мусульманских мозгов" на Запад.

    Принципиально важным считается необходимость учета культурной специфики исламских государств, особенностей исламского менталитета. С учетом высокого уровня безграмотности населения (38% на Ближнем Востоке), телевидение становится главным и, порой, единственным источником информации и дезинформации. На идеологическую работу и пропаганду только в Саудовской Аравии расходуется больше средств, чем в Советском Союзе в период расцвета СССР. Этим пользуются джихадисты. Так, даже через год после падения режима Саддама Хусейна в Ираке большое число мусульман в разных странах мира одобрительно относилось к терактам смертников-самоубийц в отношении американских солдат. Этот процент колебался от 31 в Турции до 70 - в Иордании.

    Т. Корн особо подчеркивает, что в политике Запада в отношении исламских государств ни в коем случае не должна применяться "шоковая терапия в русском стиле", ибо она только приведет к большей враждебности мусульманского населения по отношению к Западу, подорвет битву за сердца и умы и будет способствовать появлению "новых мафиозных государств".

    Попытки приобщить мусульманский мир теми или иными методами к западной цивилизации, в то же время, имеют и опасную сторону: потенциальный рост числа джихадистов в странах Запада. И хотя экстремальный джихадизм в лице террористов-смертников будет оставаться уделом одиночек, следует ожидать увеличения числа так называемых "банд третьего поколения", что может привести к риску возникновения "городской войны в западных городах". "Парижскую интифаду" в ноябре 2005 г. в этом смысле, как считает Т. Корн, можно рассматривать в качестве своеобразной репетиции будущих столкновений.

    Вернуться на предыдущую страницу
    Вернуться на главную страницу
    Rambler's Top100
    ©2006-2007 Igor Popov